В 1960 году на заводе югославской
фирмы UTVA (Fabrica Aviona Utva)
началася серийный выпуск легкого многоцелевого самолета
UTVA-60, созданного на базе прототипа UTVA-56.
Разрабатывался самолет группой инженеров - Браниславом
Николичем, Драгославом Петковичем, Йованом Кубрило и Никола
Димитриевичем.
Самолет представлял собой
цельнометаллический четырехместный подкосный высокоплан,
оснащенный шестицилиндровым оппозитным двигателем
с воздушным охлаждением Lycoming GO-480-B1A1 мощностью 270 л.с с
двухлопастным пропеллером фиксированного шага Hartzell HC-A2X20-1B/10133-3. На шасси
могли быть установлены лыжи, колеса и поплавки.
Самолёт был разработан для обучения пилотов, туризма,
спорта, в качестве скорой помощи (был способен перевозить двух
пациентов/раненых на носилках с доктором), для аэрофотосъёмки, для
коммерческих целей, мог (с модификацией) использоваться как
гидросамолёт. Часто использовался в сельскохозяйственной авиации — в
сельскохозяйственном варианте вместо задних сидений в салоне был бак
объёмом 500 литров, заполнение которого осуществлялось через задний
навес. Самолет был оснащен форсункой для распыления химических веществ,
которые были прикреплены к концам крыльев. Для распределения плоскости
удобрений было специальное устройство "гранулятор", который был
смонтирован под фюзеляжем. Эта версия самолета получила обозначение
UTVA-60AG.
Помимо гражданской сферы авиации, летательный аппарат UTVA-60 активно
эксплуатировался и военно-воздушными силами этой страны, что было
связано с высокими технически показателями самолёта, в частности,
большой грузоподъёмностью и скоростью полёта. В большей мере самолёт
применялся для перевозки военного контингента и транспортировки
небольших грузов, однако, использование летательного аппарата
затрагивало также и выполнение патрулирования местности. Военные
самолеты прослужили до начала 1980-х голов.
Всего выпущено
в общей сложности 37 экземпляров самолёта, которые были в эксплуатации
в течение многих лет.
Модификации
: |
|
|
UTVA-60
AT1 |
базовый
серийный вариант, с двигателем GO-480-В1А6. |
UTVA-60
AT2 |
вариант аналогичный AT1, с двойной системой
управления. |
UTVA-60AG |
сельскохозяйственный самолет. |
UTVA-60AF |
самолет для аэрофотосъемки. |
UTVA-60AM |
санитарный
самолет, вмещавший двое носилок и
сопровождающего. |
UTVA-60H |
многоцелевой гидросамолет. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
UTVA-60 AT1 |
Размах крыла, м |
11.40 |
Длина самолета,м |
8.20 |
Высота самолета,м |
2.70 |
Площадь крыла,м2 |
18.08 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1030 |
максимальная взлетная |
1540 |
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming GO-480-В1А6 |
Мощность, л.с. |
1 х 270 |
Максимальная скорость, км/ч |
233 |
Крейсерская скорость, км/ч |
200 |
Практическая дальность, км |
686 |
Скороподъемность, м/мин |
258 |
Практический потолок, м |
4400 |
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажира |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|