В 1961 году на заводе югославской
фирмы UTVA (Fabrica Aviona Utva)
начали работы по выпуску многоцелевого гидросамолета
. Опытный вариант, созданный на базе серийного
UTVA-60 (регистрационный номер
YU-BAL), получил металлические поплавки
компании Edo.
В ходе испытаний стало ясно, что для улучшения летных характеристик
требуется более мощный двигатель. С 1962 года в серию пошел самолет
UTVA-60H BIN / P с двигателем Lycoming
GO-480 мощностью 295 л.с. и с поплавками Bin-1600. При необходимости
поплавки могли заменятся стандартным колесным шасси.
Вторая серия самолетов получила обозначение
UTVA-60H BIN / ČS (V-50) и незначительно отличалась бортовым
оборудованием. Все UTVA-60H применялись
в качестве самолета связи, туристского и санитарного.
Краткое техническое описание.
UTVA-60H - Четырехместный поплавковый гидросамолет, моноплан.
Крыло - подкосное, высокорасположенное крыло. Каждое полукрыло подкреплено
обтекаемым подкосом из легкого сплава. Усовершенствованный профиль NACA 4412.
Угол поперечного равен 2°. Установочный угол 2°30'. Удлинение 7,19. Длина
коневой хорды 1,73 м, концевой -1,21 м. Цельнометаллическая однолонжеронная
конструкция. Закрылки управляются гидравлически и распложены по отношению к
элеронам так, что, когда закрылки выдвинуты на 40°, элероны приспущены на 15°.
Фюзеляж - цельнометаллическая конструкция. Носовая часть и кабина имеют
работающую обшивку. Хвостовая часть фюзеляжа полумонококовой конструкции.
Хвостовое оперение - свободнонесущая цельнометаллическая конструкция. На руле
высоты имеется управляемый триммер.
Шасси - поплавки Edo и Bin-1600. В амфибийном варианте поплавки и колеса.
Силовая установка - Один шестициллиндровый двигатель Lycoming GO-480-G1H6 с
воздушным охлаждением. Двухлопастный металлический воздушный винт-автомат
Hartzell HC-A2X20-1B/10133-3. Два металлических крыльевых топливных бака общей емкостью 210 л. Запас
масла 12 л.
Компоновка - Закрытая кабина для пилота и трех пассажиров или для пилота, двух
носилок и сопровождающего - в санитарном варианте. С убранными пассажирскими
сиденьями самолет может перевозить 412 кг груза.
С каждой стороны кабины имеется дверь. Задняя крышка фонаря служит третьей
дверью для погрузки носилок и груза.
Системы вентиляции и обогрева стандартны.
Оборудование - Аппаратура для слепой посадки. Двухканальная радиостанция Нарко
Мк5, радиокомпас Нарко ADF-30. Прочее навигационное и радиосвязное оборудование
и аппаратура автоматического управления полетом входит в число необязательного
оборудования. Для сельскохозяйственного варианта предусматривается различное
оборудование; химикаты перевозятся в баке, который помещается в кабине, или в
подфюзеляжном контейнере. В санитарном варианте самолет может нести под
фюзеляжем парашютную сумку с продовольственным и медицинским запасом.