ViperJet – лёгкий
многоцелевой реактивный самолёт гражданского типа, разработанный
американской компанией Viper Aircraft. Разработка
проекта началась в 1995 году на базе самолёта ViperFan, которая стала
практически непопулярной из-за своей высокой цены и достаточно
посредственных лётно-технических характеристик, которые не могли в
полной мере удовлетворить будущих владельцев этого самолёта.
Прототип
ViperJet, оснащенный ТРД Turbomeca, совершил
премьерный полет в октябре 1999 года. В следующем году машина была
представлена на выставке в Ошкоше. Идея быстро набрала популярность в
авиационной среде. Уточнения в конструкцию и дизайн вносились
непосредственно в ходе первых испытаний. Было перепробовано несколько
силовых установок (даже типов). В результате, в середине 2003 года,
прототип приобрел окончательный вид, характеризующийся изящными линиями
и зализанными формами, и получил наименование ViperJet
Mk.II. Впервые этот самолет поднялся в воздух 12
июня 2005 года.
ViperJet
создается целиком из современных композитных материалов, включая обшивку
и каркас сотовой структуры, и имеет убирающееся шасси с носовой стойкой.
Благодаря тому, что летательный аппарат получил хорошую аэродинамическую
форму, в значительной мере проявились его фактически возможности,
которые оказались на порядок выше чем у спортивных моделей, оснащённых
поршневым или же турбовинтовым авиадвигателем. В частности, наиболее
высокое значение приобрела манёвренность, что позволяло пилотам
исполнять сложные аэробатические трюки на больших скоростях полёта.
В кабине
ViperJet может разместиться два человека – как правило, речь идёт о
пилоте и пассажире, Передняя кабина самолета оснащена двумя панелями
электронной системы пилотажных приборов Aerosonic
EFIS, и одной такой панелью же в задней кабине.
Конструктивные особенности летательного аппарата, и его назначение,
перевозка на борту самолёта каких-либо грузов не представляется
возможной, что впрочем и не было предусмотрено специалистами
занимавшимися разработкой данной модели.
Силовая
установка самолета включает в себя один турбореактивный авиадвигатель
марки General Electric J85 (или General Electric CJ-610), который
обеспечивает летательному аппарату тягу в 12,7 кН., что позволяет
самолёту разгоняться до скорости в 845 км/ч и преодолевать
расстояния до 1480 километров.
К
2006 году был продан 21 кит-набор ViperJet. Хотя
базовая стоимость составляла $182,000, реально самолет обходился
собственнику в $350 тыс., несмотря на то, что компания предлагала
строителям специальную программу помощи. К октябрю 2012 года в FAA было
зарегистрировано всего пять экземпляров частных ViperJet.
В 2008 году
Viper Aircraft представила вариант самолета с
турбовентиляторным двигателем - Viper Aircraft FanJet, но интереса
модель не вызвала, а в 2015 году появилась информация, что компания
Viper Aircraft Corp. выставлена на продажу. Предложение включает целиком
программу ViperJet Mk.II
со всеми чертежами, как электронными, так и обычными, фотографической и
прочей документацией, практическими результатами дизайнерской работы (Solid
Works Designs), более 200 имеющимися заготовками и всем запасом
специальных комплектующих. В настоящее время ViperJet Mk.II предлагает
клиентам компания Comp Air.