ВС-3 Спринт - легкомоторный
многоцелевой самолёт, разработанный
украинскими конструкторами
Вячеславом и Светланой Шкуренко. Вячеслав свой первый самолет начал строить на
четвертом курсе ХАИ еще в конце 1980 годов.
Проект ВС-3 Спринт конструкторы начали разрабатывать в
начале 2000-х. Назначение аппарата было сформулировано следующим:
двухместный прогулочный вариант с возможностью участвовать в спортивных
соревнованиях и производить авиахимработы. Выбрал схему подкосного
высокоплана с передней носовой стойкой и толкающей силовой установкой.
Фюзеляжную балку собрали в четырех рубильниках без
всякой оснастки. Силовая схема - дюралевая балка с большим развитым
балочным пилоном, на котором размещаются крыло и силовая установка.
Чтобы увязать центровку, пилотов разместил плотно, как
на дельталете, без второго управления, так как сзади - большой пилон с
лонжероном крыла. Передняя стойка - рычажная самоориентирующаяся,
с резиновым амортизатором. Основное шасси - пластиковая рессора
Александра Демченко (ОСКБ ХАИ). Колеса на основном и носовом шасси
применены диаметром 400 мм.
Кабину на самолет муж и жена Шкуренко делали сами,
начали, как и положено, с болвана и матрицы. Для жесткости кабину
самолета сделали из углепластика, не применяя трехслойку. Внутри кабины
установили шумоизоляционную перегородку. Приборная панель - отдельная от
кабины, для возможности модификации. Получилась кабина длиной 2,75 м,
высотой 1,16 м, шириной по локтям 0,80 м.
Остекление - поликарбонатное. Для изготовления стекол
кабины сделали печку. Боковые стекла формовали в матрицу под собственным
весом. Лобовое стекло выдували из плоскости. Открытие двери -
по-автомобильному, вперед.
Управление
самолетом по всем каналам тросовое, за исключением жестких тяг
закрылков, которые управляются ручкой, расположенной возле РУДа.
На крыле применили практически безмоментный профиль Д-2
для уменьшения балансировочных потерь. Крыло - дюралевое,
однолонжеронное, с работающим носком, имеет один подкос. Под сборку
крыла сделали универсальный вертикальный стапель, в котором помимо
сборки крыла согнули все листовые продольные элементы крыла: носки,
хвостовики, задние кромки. Нервюры крыла штамповали самостоятельно, на
специальной оснастке.
Оперение - Т-образное свободнонесущее дюралевое.
Конструкция оперения аналогична конструкции крыла, сборку оперения
производили в вертикальных рубильниках, выставленных на балке.
Наружные плоскости крыла и оперения клепали потайными
заклепками для минимизации сопротивления.
Самолет изначально проектировался под двигатель
Rotax-582, но затем появилась возможность установить 100-сильный
Rotax-912ULS. Для установки 912-го пришлось раздвинуть консоли крыла, а
мотор переместить ближе к центру тяжести.
В 2004 году был испытан первый прототип самолета. Первые
подлеты прошли успешно. Легко отрывается передняя стойка, летчик
уверенно идет на круг. После приземления - техосмотр. И еще несколько
полетов. Аппарат показал устойчивость в полете как по прямой, так и в
развороте, без тенденций к каким-либо колебаниям. Летчик отметил высокую
эффективность управления в продольном канале и немного меньшую
эффективность в поперечном. Это единственное замечание, которое легко
устранить изменением передаточного отношения качалок. Усилия на ручке по
каналам одинаковые и небольшие. В полете закрылки выпускаются и
убираются легко. Летчик отметил комфортную посадку пилота, хороший обзор
и отсутствие шума в кабине.
Всего с 2004 по 2010 год построено пять экземпляров
самолета. Часть самолетов было изготовлено в качестве
сельскохозяйственного самолета с 130-литровым баком для химикатов.