Waco Model W Aristocraft стал последним самолетом некогда знаменитой и
сильной фирмы. К работам над ним приступили в начале 1945, к 1946 был изготовлен
полноразмерный, еще однокилевой макет самолета. На прототипе (s/n 9850, NX34219)
перешли к двухкилевому оперению. Первый полет "Аристокрафт" совершил 31 декабря
1946 г.
Aristocraft - очень причудливая машина. Двигатель Franklin 6AL (воздушного
охлаждения, шестицилиндровый, мощностью 215л.с.) стоял в носовой части и через
вал приводил в движение двухлопастный винт. Приводной вал состоял из двух
частей, от двигателя в хвостовую часть и от редуктора в хвосте на винт. Можно
предположить что размещение мотора в носовой части и наличие вала привлекло к
выбору схемы высокоплана, причем подкосного. Чем руководствовались в Waco
установив авиадвигатель в носу сложно сказать, единственное достоинство тут
пожалуй только в отсутствии проблем с охлаждением. Механизация крыла - флапероны.
Кабина рассчитана на четырех человек и 57 кг багажа, вход-выход осуществлялся
через удобные автомобильные двери которые находились от земли на небольшом
расстоянии. Шасси с носовым колесом, полуубираемое, для безопасной посадки в
случае аварийной ситуации, что пригодилось в ходе испытаний - самолет совершил
две аварийные посадки без особых повреждений. Можно прочитать что "Аристокрафт"
был цельнометаллическим, однако последний владелец самолета Terry O'Neill
рассказывает о деревянных дверях, о штурвале и задних обтекателях (неясно чего,
видимо спонсонов шасси) из древесно-полимерного композита, о носовой и нижней
части из стеклопластика и о тканевой обшивке хвостовой части натянутой на трубы
набора, которая совершенно четко определяется на фотографиях.
"Аристокрафт" налетал более 40 часов. Выявилась ненадежная работа двигателя Franklin, также требовалось изменения в конструкции привода винта -
первоначально смазка редукторов осуществлялась маслосистемой мотора, позже
решили что каждый редуктор (из двух) должен смазываться своей маслосистемой со
своим насососом и маслобаком. Это нововведение меняло центровку самолета, нужно
было перенести назад, на 0,1м (4 дюйма), основные стойки шасси. Это изменение
предполагалось осуществить на втором прототипе (s/n 9851), который должен был
быть готов к середине 47го. Еще хотели изменить тормоза и крепление двигателя.
Заявлялось о применении реверсивного винта, возможно он стоял на Waco W в начале
его карьеры, возможно планировался на втором прототипе, а может быть от него и
отказались вообще. Второй прототип был частично готов, когда в июне программу
закрыли - Waco решила уйти из авиационного бизнеса несмотря на то что на Model W
было получено 300 заказов под залог 100 долларов.
В 1962 году упоминавшийся ниже Terry O'Neill купил хранившийся 15 лет в ангарах Waco самолет, восстановил его и довольно активно летал на нем. В 1963 году он
перестраивает оригинальный Aristocraft, убрав валы и "перевернув" двигатель.
Теперь самолет превратился в заурядного вида высокоплан с тянущим винтом,
которому было присвоено название O'Neill Aristocraft II. В 1968 О'Нейл
модифицирует машину в Model W, число мест увеличено до шести, двигатель - Lycoming IO-360 в 200л.с., оперение теперь однокилевое. Все эти пертурбации он
совершал как частное лицо, и O'Neill Model W стал крупнейшим
homebuilt-самолетом. Энтузиаст предлагал для желающих построить такой же
самолет, или такой же но с другим двигателем, которых он предлагал на выбор
целую кучу, но достаточное для развертывание производства количество желающих
набрано не было.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Aristocraft |
Размах крыла, м |
10.59 |
Длина, м |
8.46 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Franklin 6AL |
Мощность, л.с. |
1 х
215 |
Максимальная скорость, км/ч |
297 |
Крейсерская скорость, км/ч |
249 |
Практическая дальность, км |
1057 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Полезная нагрузка: |
3 пассажир |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2010
|