Работы по проектированию
самолета сельскохозяйственной авиации Z-37 Cmelak ("Шмель") были начаты
в Чехословакии в 1961 году, а опытный самолет XZ-37 совершил свой первый
полет 29 марта 1963 года. Он представлял собой свободнонесущий низкоплан
преимущественно металлической конструкции (но в некоторых местах имел
полотняную обшивку) и с неубирающимся шасси с хвостовым колесом. Самолет
был рассчитан на одного пилота. Закрытая кабина располагалась перед
баком с химикатами. Позади
бака с химикатами было установлено сиденье, которое при необходимости
могло использоваться для размещения оператора груза или механика. Кроме
того, в зимнее время после установки сменного лыжного шасси самолет мог
использоваться для перевозки почты или грузов. Машина могла также
применяться и для буксировки планеров.
Серийный самолет оснащался звездообразным двигателем Avia M 462RF
мощностью 315 л.с., но минимум один самолет в процессе разработки был
оснащен двигателем Continental мощностью 300 л.с. Поздние серийные Z-37A
отличались усиленной конструкцией, рядом усовершенствований и более
широким использованием некорродирующих конструкционных материалов,
включая нержавеющую сталь. К
моменту окончания серийного выпуска самолетов Z-37A в 1977 году завод
покинули 600 машин всех модификаций, включая 27 двухместных
учебно-тренировочных Z-37-2 Sparka. Были также построены два самолета
Z-37-2C с двумя местами для пассажиров.
В дополнение к применению внутри страны эти самолеты активно
поставлялись в Болгарию, Великобританию, Венгрию, ГДР, Индию, Ирак,
Польшу, Финляндию и Югославию. В 1981 году была построена дополнительная
партия из 40 самолетов, а 6 сентября 1981 года компания "Let" облетала
прототип самолета XZ-37T, оснащенного турбовинтовым двигателем Walter M
601B мощностью 691 л.с. Вскоре за ним появились такие машины, как
серийный Z-37T (затем Z-137T) Agro Turbo, оснащенный турбовинтовым
двигателем Motorlet M 601Z, учебно-тренировочный самолет с двойным
управлением Z-37T-2 (затем Z-237), а также трехместный вариант Z-437
Kurier.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Z-37 |
Размах крыла, м |
10.29 |
Длина самолета,м |
7.80 |
Высота самолета,м |
2.06 |
Площадь крыла,м2 |
14.09 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
570 |
нормальная взлетная |
820 |
Тип двигателя |
1 ПД Walter Minor 6III |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
220 |
Крейсерская скорость, км/ч |
195 |
Практическая дальность, км |
485 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
290 |
Практический потолок, м |
5300 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2014
|