В 1938 году
немецкий инженер Ганс Гюнтер Мёллер (Hans Günter
Möller) разработал проект модернизации легкого
многоцелевого самолета Stormo 3V3 под более
мощный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Zündapp 9-092
мощностью 53 л.с. (40 кВт).
Проект
заинтересовал Эрнста Хенкеля, увидевшего в нем неплохой
учебно-тренировочный самолет для своего истребителя He.100.
Поддавшись уговорам Хенкеля, Мёллер покинул
Focke-Wulf в сентябре 1938 года и открыл собственную
фирму H.G. Möller Flugzeugbau.
19 февраля
1939 года в воздух поднялся самолет, получивший обозначение
Stomo 3V11 Stürmer. Уже в апреле он получил
сертификат летной годности и регистрационный номер D-YNER.
Вскоре пилот Макс Бранденбург (Max Brandenburg)
побил на нем сразу два мировых рекорда скорости для самолетов с
двигателями объемом менее 2 литров - 19 апреля на дистанции 100
километров развив среднюю скорость 185,352 км / ч (115,172 миль в час),
а 27-го на дистанции 1000 км - 187,776 км / ч (116,679 миль в час).
Несмотря на
выдающиеся летные данные Stomo 3V11 проиграл
конкуренцию в роли учебно-тренировочного самолета для Люфтваффе более
простому Bu.181 Bestmann. С началом военных
действий единственный прототип был разобран в ангаре.
В
1945 году польские специалисты нашли самолет в ангаре в города Бензин,
Селезия. А в 1948 году разобранный самолет привезли в Сосновец, где его
полностью восстановили и облетали. Stürmer даже
успел получить польскую регистрацию - SP-OLL. В
августе 1951 года самолет превратили в памятник, установим его на
постамент в городе Сосновец.
Последним
самолетом Ганса Меллера стал легкий одноместный Stomer
с двигателем Zündapp мощностью 5о л.с. Прототип
самолета (D-EFIB) поднялся 6 июня 1939 года, но
дальше испытаний дело не пошло.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Stomo 3V11 |
Размах крыла, м |
7.60 |
Длина самолета, м |
5.90 |
Высота самолета, м |
1.60 |
Площадь крыла,м2 |
9.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
215 |
максимальная взлетная |
340 |
Тип двигателя |
1 ПД
Zündapp 9-092 |
Мощность, л.с. |
1 х
53 |
Максимальная скорость, км/ч |
215 |
Крейсерская скорость, км/ч |
210 |
Практическая дальность, км |
650 |
Скороподъемность, м/мин |
324 |
Практический потолок, м |
5200 |
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2016
|