Уголок неба ¦ ЦАГИ А-14

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   А-14
       
Разработчик: ЦАГИ
Страна: СССР
Первый полет: 1935
Тип: Легкий автожир
  ЛТХ     Доп. информация
   


К концу 1933 г. советское автожиростроение уже имело богатый опыт проектирования, постройки и испытаний крылатых автожиров. Перед ООК ЦАГИ была выдвинута новая задача: освоение автожиров бескрылого типа с непосредственным управлением.

В августе 1935 г. автожир ЦАГИ А-8 (второй экземпляр) после окончания лётных испытаний был поставлен на переделку под бескрылый вариант с непосредственным управлением.

Автожир подвергся следующим конструктивным изменениям:

  • снято крыло;

  • частично изменена конструкция шасси;

  • снято управление элеронами;

  • произведены доделки в системе управления втулкой ротора.

Новый автожир получил марку ЦАГИ А-14.

Основное отличие его от ранее выпущенных автожиров заключалось в новой схеме управления. Автожир имел своеобразное управление наклоном оси ротора в поперечной плоскости и рулём высоты в продольной плоскости.

То и другое осуществлялось обычным движением ручки пилота в поперечном и продольном направлениях. Кроме того, с помощью специального штурвала можно было наклонять ось ротора в продольной плоскости. Это делалось для лучшей балансировки автожира при разных центровках и на разных режимах полёта, а не для целей управления.

Для улучшения путевой устойчивости на стабилизаторе были установлены две килевые шайбы, а позднее – отгибы.

Для уравновешивания давления, передающегося от ротора на ручку пилота, в систему поперечного управления ротором были включены регулируемые пружинные устройства.

Первый полёт на автожире ЦАГИ А-14 был совершён 17 сентября 1935 г. (лётчик-испытатель С. А. Корзинщиков).

Обнаружилось отсутствие у аппарата поперечной устойчивости. Устранение люфтов в управлении поперечным наклоном оси ротора, подбор более подходящего передаточного числа в кинематической цепи, установление нужного градиента усилий на ручке пилота от пружинного разгрузочного устройства – всё это дало возможность проводить нормальные лётные испытания автожира, хотя и не решило полностью вопроса о поперечной устойчивости.

В результате лётных испытаний было установлено, что:

  • лётные характеристики и взлётно-посадочные свойства автожира А-14 изменились весьма мало по сравнению с автожиром А-8 (с крылом);

  • продольная устойчивость значительно улучшилась;

  • поперечное управление автожиром наклонением оси ротора достаточно эффективно на всех режимах полёта и позволяет совершать все обычные манёвры.

Автожир ЦАГИ А-14 был создан как экспериментальный аппарат для освоения и изучения особенностей бескрылых автожиров с непосредственным управлением втулкой ротора. Данные, полученные при его испытании, должны были помочь в создании нового автожира ЦАГИ А-12 того же типа.

На новом автожире была запроектирована втулка ротора принципиально новой схемы: с пересекающимися в центре втулки осями горизонтальных шарниров.

Было решено втулку новой схемы предварительно испытать и изучить на уже облётанном автожире. Подобная втулка для автожира ЦАГИ А-14 была изготовлена и испытана.

Эти испытания были проведены в начале 1936 г. и дали вполне удовлетворительные результаты.

Несмотря на окончание официальных испытаний автожира ЦАГИ А-14, на нём продолжались полёты, изучалось его поведение, производилась конструкторская доработка для улучшения устойчивости и управляемости аппарата.

В этой работе принимали участие лётчики-испытатели К. К. Поповы, А. П. Чернавский, Д. А. Кошиц, С. Козырев.

Всеми конструкторскими работами по автожиру ЦАГИ А-14 руководил В. А. Кузнецов, наблюдавший также за лётными испытаниями и доводкой аппарата. Все аэродинамические изыскания и расчёты, связанные с созданием автожира и его испытаниями, проводили М. Л. Миль и В. К. Квашнин.

 



 ЛТХ:
Модификация   А-14
Диаметр несущего винта, м  
Длина, м  
Ширина, м  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД М-11
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч  
Продолжительность полета, ч  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 А-14
 Летчик Кошиц у автожира А-14
 А-14
 А-14

  Схемы:

 А-14

  Варианты окраски:

 А-14

 



 

Список источников:

Арсенал-Коллекция 2018-01-02. Михаил Маслов. Автожиры в СССР. 1929-1942 гг.
Изаксон А. М. Советское вертолетостроение
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Михаил Маслов. Утерянные победы советской авиации


Уголок неба. 2021 



 

  Реклама: