К концу 1933 г. советское автожиростроение уже имело богатый опыт
проектирования, постройки и испытаний крылатых автожиров. Перед ООК ЦАГИ была
выдвинута новая задача: освоение автожиров бескрылого типа с непосредственным
управлением.
В августе 1935 г. автожир ЦАГИ А-8 (второй экземпляр) после окончания лётных
испытаний был поставлен на переделку под бескрылый вариант с непосредственным
управлением.
Автожир подвергся следующим конструктивным изменениям:
-
снято крыло;
-
частично изменена конструкция шасси;
-
снято управление элеронами;
-
произведены доделки в системе управления втулкой ротора.
Новый автожир получил марку ЦАГИ А-14.
Основное отличие его от ранее выпущенных автожиров заключалось в новой схеме
управления. Автожир имел своеобразное управление наклоном оси ротора в
поперечной плоскости и рулём высоты в продольной плоскости.
То и другое осуществлялось обычным движением ручки пилота в поперечном и
продольном направлениях. Кроме того, с помощью специального штурвала можно было
наклонять ось ротора в продольной плоскости. Это делалось для лучшей
балансировки автожира при разных центровках и на разных режимах полёта, а не для
целей управления.
Для улучшения путевой устойчивости на стабилизаторе были установлены две килевые
шайбы, а позднее – отгибы.
Для уравновешивания давления, передающегося от ротора на ручку пилота, в систему
поперечного управления ротором были включены регулируемые пружинные устройства.
Первый полёт на автожире ЦАГИ А-14 был совершён 17 сентября 1935 г.
(лётчик-испытатель С. А. Корзинщиков).
Обнаружилось отсутствие у аппарата поперечной устойчивости. Устранение люфтов в
управлении поперечным наклоном оси ротора, подбор более подходящего
передаточного числа в кинематической цепи, установление нужного градиента усилий
на ручке пилота от пружинного разгрузочного устройства – всё это дало
возможность проводить нормальные лётные испытания автожира, хотя и не решило
полностью вопроса о поперечной устойчивости.
В результате лётных испытаний было установлено, что:
-
лётные характеристики и взлётно-посадочные свойства автожира А-14 изменились
весьма мало по сравнению с автожиром А-8 (с крылом);
-
продольная устойчивость значительно улучшилась;
-
поперечное управление автожиром наклонением оси ротора достаточно эффективно на
всех режимах полёта и позволяет совершать все обычные манёвры.
Автожир ЦАГИ А-14 был создан как экспериментальный аппарат для освоения и
изучения особенностей бескрылых автожиров с непосредственным управлением втулкой
ротора. Данные, полученные при его испытании, должны были помочь в создании
нового автожира ЦАГИ А-12 того же типа.
На новом автожире была запроектирована втулка ротора принципиально новой схемы:
с пересекающимися в центре втулки осями горизонтальных шарниров.
Было решено втулку новой схемы предварительно испытать и изучить на уже
облётанном автожире. Подобная втулка для автожира ЦАГИ А-14 была изготовлена и
испытана.
Эти испытания были проведены в начале 1936 г. и дали вполне удовлетворительные
результаты.
Несмотря на окончание официальных испытаний автожира ЦАГИ А-14, на нём
продолжались полёты, изучалось его поведение, производилась конструкторская
доработка для улучшения устойчивости и управляемости аппарата.
В этой работе принимали участие лётчики-испытатели К. К. Поповы, А. П.
Чернавский, Д. А. Кошиц, С. Козырев.
Всеми конструкторскими работами по автожиру ЦАГИ А-14 руководил В. А. Кузнецов,
наблюдавший также за лётными испытаниями и доводкой аппарата. Все
аэродинамические изыскания и расчёты, связанные с созданием автожира и его
испытаниями, проводили М. Л. Миль и В. К. Квашнин.