В начале 1932 г. В МАИ
создана конструкторская группа для помощи ЦАГИ по оформлению рабочих
чертежей и разработке технологической документации первого серийного
отечественного автожира "ЦАГИ А-4". В работе этой группы под
руководством К. А. Виганда, А. Л. Гиммельфарба, Н. Ф. Чехонина и И. И.
Оловянникова в порядке прохождения производственной практики участвовало
около пятидесяти студентов самолетостроительного факультета. В актив
группы входили студенты М. Антонов, П. Кирилин, В. Карпов, Ф. Курочкин,
Б. Чирков.
Автожир "ЦАГИ А-4" был
выполнен по винтокрылой схеме. Конструкция - смешанная, с использованием
стальных труб для лонжеронов крыла, фюзеляжа и моторамы. Крыло -
деревянное, подкосное. Обшивка - везде полотняная. Управление двойное.
Двигатель - М-26 мощностью 300 л.с. Несущий воздушный винт имел механизм
раскрутки перед взлетом.
Главный конструктор
автожира "ЦАГИ А-4" Н. К. Скржинский - автор многих винтокрылых
летательных аппаратов, созданных в ЦАГИ.
В октябре на опытном заводе
ЦАГИ был построен головной экземпляр. 6 ноября 1932 г. С. А. Корзинщиков
совершил на нем первый полет, а 30 ноября того же года был испытан
первый серийный автожир. Летные качества нового автожира оказались
весьма высокими и соответствовали расчетам.
В. Б. Шавров в своей книге
"История развития конструкций самолетов в СССР" вспоминает: "Уверенность
в машине была столь велика, что еще до окончания опытного экземпляра
была начата небольшая серия. А-4 был первым автожиром, проходившим
испытания в НИИ ВВС (1933 г.) Испытания проходили удачно, и в 1934 г.
были выпущены серийные экземпляры. К сожалению, их раздали поштучно в
воинские части, а так как никто еще не был обучен полетам на автожире,
то все аппараты быстро были разбиты при попытках летать на них".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-4 |
Диаметр несущего винта, м |
13.00 |
Длина, м |
7.20 |
Ширина, м |
6.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1065 |
максимальная взлетная |
1365 |
Тип двигателя |
1 ПД
М-26 |
Мощность, л.с. |
1 х
300 |
Максимальная скорость, км/ч |
176 |
Продолжительность полета, ч |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Варианты окраски:
|
А-4 |
|
А-4 |
|
Уголок неба. 2013
|