При запуске в производство автожира ЦАГИ А-6 было принято решение строить
аппарат в трёх экземплярах, имея в виду значительную программу экспериментальных
работ, которую намечалось провести на автожире в процессе лётных испытаний.
Постройка этих трёх аппаратов осуществлялась с некоторым сдвигом во времени, что
давало возможность внести в каждый последующий экземпляр ряд конструктивных
изменений, основываясь на опыте испытания и доводки первого экземпляра.
По сравнению с первым автожиром А-6 во втором и третьем были внесены следующие
конструктивные изменения:
-
крыло было сделано со значительным поперечным V и без отгибов на концах;
-
шасси имело амортизационную стойку и колёса нормального самолётного типа;
-
кабан ротора был выполнен по двухстержневой схеме с ленточными расчалками в
поперечной плоскости;
-
на стабилизаторе были поставлены дополнительные кили.
Кроме того, с целью проведения предварительных испытаний для перехода в
дальнейшем к строительству бескрылых автожиров с непосредственным управлением
втулкой ротора на этих двух экземплярах автожира ЦАГИ А-6 была поставлена новая
втулка, благодаря которой можно было изменять наклон оси ротора из кабины
лётчика.
Так как внешний облик автожира после внесения указанных конструктивных изменений
сильно изменился, то эти два экземпляра получили самостоятельный шифр – ЦАГИ
А-8.
Новое шасси имело масляно-пневматическую амортизационную стойку, применённую
впервые в СССР. Удаление задних подкосов кабана ротора облегчило посадку в
кабину и улучшило его аэродинамику.
Как уже указывалось, автожир ЦАГИ А-8 имел комбинированное управление, состоящее
из управления обычного самолётного типа (с помощью элеронов и рулей высоты и
направления) и управления наклоном втулки ротора, причём это дополнительное
управление осуществлялось от ручки лётчика в поперечной плоскости и от
специального штурвала в продольной плоскости.
Проектные работы по конструктивным переделкам автожира велись на протяжении 1933
г.
Первый экземпляр автожира ЦАГИ А-8 был передан на лётные испытания 28 июня 1934
г. В процессе лётных испытаний были сняты лётные характеристики аппарата и
изучена эффективность управления автожиром при помощи наклона втулки ротора.
Была установлена полная возможность управлять автожиром в полёте путём наклона
втулки ротора, причём это управление на малых скоростях было эффективнее
обычного управления самолётного типа.
Диапазон отклонения втулки ротора на автожире был вполне достаточен для
нормального управления аппаратом на всех режимах полёта.
Первый полёт автожира ЦАГИ А-8 (1-й экземпляр) состоялся 29 июня 1934 г., а 18
августа 1934 г. автожир принял участие в авиационном празднике в Тушино.
В дальнейшем автожир был использован для тренировочных целей и для выполнения
отдельных заданий исследовательского характера.
Постройка второго экземпляра автожира ЦАГИ А-8 была закончена в начале 1935 г.
Первый его полёт состоялся 19 февраля 1935 г.
Испытания автожира с закреплёнными элеронами при пользовании только управлением
с помощью наклона втулки ротора в поперечном направлении показали, что полёт
автожира при этом вполне возможен на всех режимах.
Лётные испытания были закончены 20 августа 1935 г. 18 августа 1935 г. автожир
принял участие в авиационном празднике и совершил посадку на аэродроме в Тушино.
В результате лётных испытаний было признано возможным снять крыло автожира и
перейти к испытаниям аппарата в бескрылом варианте с непосредственным
управлением наклоном втулки ротора в поперечной плоскости.
Второй экземпляр автожира ЦАГИ А-8 был использован для переделки его в бескрылый
вариант с непосредственным управлением втулкой ротора.
Все конструкторские работы по автожиру ЦАГИ А-8 выполнялись под руководством В.
А. Кузнецова. Он же наблюдал за лётными испытаниями и доводкой автожира.
Основные лётные испытания обоих экземпляров автожира ЦАГИ А-8 проводил
лётчик-испытатель ЦАГИ С. А. Корзинщиков. Все аэродинамические изыскания и
расчёты, связанные с лётными испытаниями, доводкой и специальными исследованиями
автожира, выполнялись бригадой аэродинамики ООК ЦАГИ под руководством М. Л.
Миля.