Участвуя в авиационном производстве, фирма Calzoni из Болоньи уже строила
оборудование и запасные части для самолетов. Но испытывая врожденную страсть к
авиации, инженер Адриано Кальцони (Adriano Calzoni) спроектировал и построил туристический биплан
AC.240.
Не имея, однако, подготовленного помещения для включения компании в авиационное
производство того времени, самолет после проведения летных испытаний был хорошо
принят Regia Aeronautica, несмотря на то, остался на стадии прототипа.
Самолет Кальцони был разработан с учетом особых факторов - таких как, например,
отличный обзор даже с бипланной коробкой: это был биплан таким малым
межплоскостным расстоянием, что кресла пилотов и головы летчиков выступали над
верхним крылом. В январе 1938 года масштабная деревянная модель, построенная
ранее, была испытана в аэродинамической трубе в Гуидонии; после получения
положительных результатов было решено приступить к строительству прототипа.
Некоторые детали были сделаны компанией Calzoni, часть была заказана в различных
мастерских. Двигатель на самолет устанавливался Alfa Romeo 115 мощностью 105
л.с. (по другим данным Alfa Romeo 110-I мощностью 120 л.с.). После сборки были проведены статические испытания на территории фирмы.
Самолет был сертифицирован в установленном итальянской гражданской авиацией
порядке инженером Симоне (Simone). Позже самолет получил гражданский
регистрационный номер I-ADRI в честь имени конструктора. 18 марта 1940 года, DGCA написал DSSE о проведении испытаний для определения значений характеристик
и летных качеств уточнив, что, каковы бы ни был результаты, они должны быть
получены для управления гражданской авиации вне зависимости от обязательств.
После летных испытаний и сертификации, проведенных в области Болонья с 1939 по
1940 г., самолет был перевезен по железной дороге из-за ограничений на полеты
гражданской авиации (это было в первые дни Второй мировой войны) в Гуидонию, где
был передан Итальянским Королевским ВВС. После этого общения экспериментальный
центр ждал, когда компания направит пилота для проведения испытаний. В течение
всего 1940 года центр в Гуидонии не смог заняться самолетом, и в феврале 1941
года конструктор просил министерство, чтобы в итоге в Гуидонии провели испытания
АС.240. Также для восстановления понесенных расходов Кальцони предложил
администрации купить прототип.
Управление министерства, однако, ранее выразило отрицательное мнение о самолете
как о мало интересном и, пожалуй, "опасном". Следы AC.240 теряются в июне 1942
года, когда полковник Касаро (Casaro) подтвердил нецелесообразность покупки
самолета и предположил, чтобы инженер Кальцони забрал свой самолет из Гуидонии.
По словам конструктора самолет был помещен в ангар, где и простоял без полетов
до конца войны, безвестно сгинув после 8 сентября 1943 года.
В 1941 году инженер Адриано Кальцони продолжил работы в мастерских Савильяно
(Кунео) (Savigliano (Cuneo)), участвовавших в производстве S.79. Там он
спроектировал еще один самолет с по-настоящему революционными для своего времени
характеристиками. Это был туристический самолет-моноплан с двумя двигателями
установленными на законцовках крыла. Смысл этого технического решения был, по
словам конструктора, в устранении индуктивного сопротивления.
Была построена только деревянная модель для испытаний в аэродинамической трубе.
Вся информация и вышеперечисленные данные были получены из личного интервью с
ныне покойным господином Адриано Кальцони, за что ему редакция журнала AeroFan
приносит искреннюю и сердечную и, к сожалению, посмертную благодарность.
Техническое описание
Самолет Кальцони представлял собой одномоторный двухместный биплан с тандемным
расположением пилотов в открытой кабине с ветрозащитныи козырьком, расположенной
над верхним крылом.
Фюзеляж овального сечения выполнен из сварных стальных труб, покрытых полотном.
Крылья, объединенные парой стоек и стальной проволокой, с малыми размахом и
площадью и, следовательно, с высокой нагрузкой на крыло.
Оперение классической конструкции из дерева и полотна подкреплены с подкосами и
стяжками.
Стойки шасси независимые с гидроамортизаторами и без обтекателей. Хвостовое
колесо ориентируемое, неубирающееся. Двигатель Alfa Romeo 115 мощностью 105 л.с.
с деревянным двухлопастным винтом фиксированного шага.
Максимальная скорость составляла примерно 250 км/ч, потолок - приблизительно
2500 м. самолет был полностью окрашен в серебристый цвет с черными буквами
гражданской регистрации.
В ходе строительства опытного образца были внесены изменения в исходный проект,
поэтому фюзеляж оказался менее веретенообразным, капот двигателя был иначе
присоединен к основной конструкции фюзеляжа, сиденье пилота получились больше,
чем ожидалось.
После испытательных полетов изучались дальнейшие изменения, которые должны были
быть внесены в конструкцию второго опытного образца: например, опускание нижнего
крыла и введение убирающегося шасси.
(c) alternathistory.org.ua