В
истории авиации попадаются летательные аппараты, при конструировании которых
использована (в той или иной мере) схема "летающей тарелки". То есть о
воздушных машинах с круглым (хотя бы в общем приближении) крылом.
Эта, безусловно, крайне нетрадиционная схема все-таки применялась в авиации
заметно чаще, чем принято считать. Поэтому, чтобы не растекаться мыслию по
элеронам, ограничимся лишь теми машинами, которые не остались на уровне замысла,
но были воплощены "в железе" (применительно к первому этапу самолетостроения -
скорее в дереве, полотне и т. п.). Правда, далеко не всем из них удалось
подняться в воздух. Впрочем, многие конструкции весьма загадочны, история их
постройки и летных испытаний тоже бывает скрыта мраком тайны - так что иногда в
самом деле уместно говорить о "неопознанных" объектах. Часть из них даже могла
быть летающими. Любопытно, что "тарелочная схема" характерна для самого первого
аппарата, о котором вообще можно говорить как о полностью построенной и даже
доведенной до испытаний летательной машине. Это "Aerial Steamer" ("Воздушный
пароход") Томаса Моя (Thomas Moy). Мой, английский инженер и патентовед, аэронавтикой начал
заниматься еще в 1865 г., однако аппарат тяжелее воздуха соорудил лишь десять
лет спустя*. * В этой работе ему большую помощь оказал механик Р. Шилл, так что
в некоторых британских исследованиях даже говорится об "аппарате Моя и Шила" -
что все-таки едва ли справедливо. Плоскость крыла "Воздушного парохода"
представляла собой круглую "тарелку", разрезанную пополам и разнесенную по
уровням, так что задняя половина уступом возвышалась над передней - а между ними
располагались шестилопастные винты диаметром 2 ярда. Рулевое оперение тоже было
выполнено в виде плоскости тарелочной формы.
Иногда "Aerial Steamer" проходит как бы по ведомству беспилотных моделей.
Действительно, во время открытых испытаний 1875 г., проводившихся перед
Хрустальным дворцом в Лондоне, его запускали без пилота, в привязном варианте на
круговом треке. Но даже этот вариант был снабжен чем-то вроде "сиденья для
мальчика" (на подъем взрослого мужчины надежды не было) - которое, правда,
пустовало. Однако существуют сведения о том, что в Лондоне демонстрировался не
первый, а второй вариант Steamer’а, более легкий и вообще уменьшенный: 54 кг
против первоначальных 100. Причем первый Steamer тоже якобы был опробован, хотя
и с неизвестным результатом (трудно усомниться: окажись те испытания успешными -
результат непременно стал бы известен!). Между тем во всех указаниях ТТХ
двигателя (парового, но очень легкого и компактного!) фигурируют одни и те же
параметры: мощность 3 л. с., горючее - спирт… Значит ли это, что на обоих
моделях использовался один и тот же двигатель? Или данных о первом моторе не
сохранилось?
На единственной сохранившейся фотографии мы видим, что лопасти
винтов "Воздушного парохода", собранные из тонких бамбуковых пластин, по форме
трапециевидны, а по конструкции напоминают жалюзи. Между тем на прорисовке,
опубликованной в "Annual Report of Aeronautical Society of Great Britain, 1875"
(тогдашняя полиграфия еще не позволяла печатать сами фотографии!) лопасти
выглядят сплошными, а углы на их широкой части скруглены, заовалены. Может быть,
на оригинале той фотографии запечатлена другая модель?
В ходе тех испытаний, о
которых достоверно известно, аппарат Моя взлететь не смог, хотя нечто вроде
отрыва от земли как будто демонстрировал, временами подпрыгивая на несколько
десятков сантиметров - "как собака на поводке", по словам одного из наблюдателей.
Можно смело предположить: если первые, гипотетические испытания действительно
проводились с пилотом, они окончились безрезультатно. А скорее всего, и
беспилотный старт был обречен на "неотрыв от земли". Наверно, именно с учетом
этого был уменьшен общий вес и самой конструкции, и потенциального летчика (от
которого в итоге все равно пришлось отказаться)! Справедливости ради добавим:
эксперимент Моя достоин того, чтобы попасть на золотые страницы авиационной
истории. Особенно если сравнивать его хотя бы с испытаниями машины Можайского, в
ходе которых, несмотря на использование трамплина (т. е. попытка старта
происходила не только за счет мощности двигателей), никакого отрыва от земли
заведомо не было - однако через несколько десятилетий о них стали говорить не
иначе как о "полете" и даже как о достоподлинном начале истории авиации.
В ходе настоящей предыстории авиации, между Моем и братьями Райт, среди
построенных конструкций были и машины с центральносимметричным крылом (или
крыльями). Практически все они попадают в категорию "неизвестных объектов": ни
качественных описаний, ни достоверных рисунков или фотографий, ни деталей
конструкции. Причина очевидна: как и в случае с прототипом "Воздушного парохода",
никому не хотелось детально описывать собственную неудачу.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Aerial Steamer |
Размах крыла, м |
4.57 |
Длина, м |
|
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
54 |
нормальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД |
Мощность, л.с. |
1 х 3 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
3 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Aerial Steamer |
|
Уголок неба. 2019
|