Уголок неба ¦ Moy Aerial Steamer

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Aerial Steamer
       
Разработчик: Moy
Страна: Великобритания
Первый полет:
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В истории авиации попадаются летательные аппараты, при конструировании которых использована (в той или иной мере) схема  "летающей тарелки". То есть о воздушных машинах с круглым (хотя бы в общем приближении) крылом. Эта, безусловно, крайне нетрадиционная схема все-таки применялась в авиации заметно чаще, чем принято считать. Поэтому, чтобы не растекаться мыслию по элеронам, ограничимся лишь теми машинами, которые не остались на уровне замысла, но были воплощены "в железе" (применительно к первому этапу самолетостроения - скорее в дереве, полотне и т. п.). Правда, далеко не всем из них удалось подняться в воздух. Впрочем, многие конструкции весьма загадочны, история их постройки и летных испытаний тоже бывает скрыта мраком тайны - так что иногда в самом деле уместно говорить о "неопознанных" объектах. Часть из них даже могла быть летающими. Любопытно, что "тарелочная схема" характерна для самого первого аппарата, о котором вообще можно говорить как о полностью построенной и даже доведенной до испытаний летательной машине. Это "Aerial Steamer" ("Воздушный пароход") Томаса Моя (Thomas Moy). Мой, английский инженер и патентовед, аэронавтикой начал заниматься еще в 1865 г., однако аппарат тяжелее воздуха соорудил лишь десять лет спустя*. * В этой работе ему большую помощь оказал механик Р. Шилл, так что в некоторых британских исследованиях даже говорится об "аппарате Моя и Шила" - что все-таки едва ли справедливо. Плоскость крыла "Воздушного парохода" представляла собой круглую "тарелку", разрезанную пополам и разнесенную по уровням, так что задняя половина уступом возвышалась над передней - а между ними располагались шестилопастные винты диаметром 2 ярда. Рулевое оперение тоже было выполнено в виде плоскости тарелочной формы.

Иногда "Aerial Steamer" проходит как бы по ведомству беспилотных моделей. Действительно, во время открытых испытаний 1875 г., проводившихся перед Хрустальным дворцом в Лондоне, его запускали без пилота, в привязном варианте на круговом треке. Но даже этот вариант был снабжен чем-то вроде "сиденья для мальчика" (на подъем взрослого мужчины надежды не было) - которое, правда, пустовало. Однако существуют сведения о том, что в Лондоне демонстрировался не первый, а второй вариант Steamer’а, более легкий и вообще уменьшенный: 54 кг против первоначальных 100. Причем первый Steamer тоже якобы был опробован, хотя и с неизвестным результатом (трудно усомниться: окажись те испытания успешными - результат непременно стал бы известен!). Между тем во всех указаниях ТТХ двигателя (парового, но очень легкого и компактного!) фигурируют одни и те же параметры: мощность 3 л. с., горючее - спирт… Значит ли это, что на обоих моделях использовался один и тот же двигатель? Или данных о первом моторе не сохранилось?

На единственной сохранившейся фотографии мы видим, что лопасти винтов "Воздушного парохода", собранные из тонких бамбуковых пластин, по форме трапециевидны, а по конструкции напоминают жалюзи. Между тем на прорисовке, опубликованной в "Annual Report of Aeronautical Society of Great Britain, 1875" (тогдашняя полиграфия еще не позволяла печатать сами фотографии!) лопасти выглядят сплошными, а углы на их широкой части скруглены, заовалены. Может быть, на оригинале той фотографии запечатлена другая модель?

В ходе тех испытаний, о которых достоверно известно, аппарат Моя взлететь не смог, хотя нечто вроде отрыва от земли как будто демонстрировал, временами подпрыгивая на несколько десятков сантиметров - "как собака на поводке", по словам одного из наблюдателей. Можно смело предположить: если первые, гипотетические испытания действительно проводились с пилотом, они окончились безрезультатно. А скорее всего, и беспилотный старт был обречен на "неотрыв от земли". Наверно, именно с учетом этого был уменьшен общий вес и самой конструкции, и потенциального летчика (от которого в итоге все равно пришлось отказаться)! Справедливости ради добавим: эксперимент Моя достоин того, чтобы попасть на золотые страницы авиационной истории. Особенно если сравнивать его хотя бы с испытаниями машины Можайского, в ходе которых, несмотря на использование трамплина (т. е. попытка старта происходила не только за счет мощности двигателей), никакого отрыва от земли заведомо не было - однако через несколько десятилетий о них стали говорить не иначе как о "полете" и даже как о достоподлинном начале истории авиации.

В ходе настоящей предыстории авиации, между Моем и братьями Райт, среди построенных конструкций были и машины с центральносимметричным крылом (или крыльями). Практически все они попадают в категорию "неизвестных объектов": ни качественных описаний, ни достоверных рисунков или фотографий, ни деталей конструкции. Причина очевидна: как и в случае с прототипом "Воздушного парохода", никому не хотелось детально описывать собственную неудачу.



 ЛТХ:
Модификация   Aerial Steamer
Размах крыла, м   4.57
Длина, м  
Высота, м  
Площадь крыла, м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   54
  нормальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД
Мощность, л.с.   1 х 3
Максимальная скорость, км/ч  
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   3


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Aerial Steamer

 



 

Список источников:

Наука и Техника. Григорий Уринсон. Рукотворные НЛО
Putnam. A.Andrews. The Flying Maschine: Its Evolution through the Ages
Schiffer. Michael H. Goodall, Albert E. Tagg. British Aircraft before the Great War
Wright-brothers.org. Unbelievable Flying Objects : Monoplanes


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: