После успешного участия в гонках легких самолетов в 1935 г. в конструкторской
группе А.С.Яковлева решили спроектировать для участия в подобных состязаниях
специальный самолет, обладающий большой дальностью полета. Одновременно
преследовалась вполне прагматичная цель - рекорд дальности полета в классе
легких самолетов.
Машина получила обозначение АИР-12, была оснащена двигателем М-11, рассчитана на
двух членов экипажа, отличалась увеличенным размахом крыла, убираемым шасси.
Такое шасси с баллонными колесами почти полностью повторяло аналогичное
устройство на самолете ХАИ-1. Крыло не вполне обычное для "АИРов", с заметным
сужением и значительной стреловидностью по передней кромке и с прямой задней
кромкой.
Летчик размещался за крылом в кабине, оборудованной узким сдвижным фонарем.
Пассажир находился в передней кабине над крылом. Этот второй член экипажа по
определению считался штурманом, однако малые размеры кабины и остекление, не
выступающее из фюзеляжа, более правильно определяли его как пассажира. Данных об
установке дополнительного остекления снизу фюзеляжа не обнаружено. Одновременно
при проведении рекордных полетов в этой кабине предполагалось монтировать
дополнительный топливный бак.
АИР-12 построили в 1936-м, в мае он демонстрировался на выставке легких
самолетов Тушино, в летний сезон того же года аппарат выполнил ряд дальних
тренировочных полетов. 21 сентября 1936 г. летчик Пионтковский совершил на нем
беспосадочный перелет Москва - Харьков
- Севастополь -
Харьков дальностью около 2000 км за 10 ч 45 мин летного времени. Через
год машину использовали для достижения одного из первых дальних женских
перелетов.
24 октября 1937 г. Валентина Гризодубова совместно с Мариной Расковой
осуществила успешный перелет Москва-Актюбинск. За 7 часов 23 минуты
беспосадочного полета на легком спортивном АИР-12 они преодолели около полутора
тысяч километров (1444 км), что почти в два раза превышало существовавший
международный рекорд.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
АИР-12 |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина самолета,м |
7.17 |
Высота самолета,м |
2.20 |
Площадь крыла,м2 |
15.60 |
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
1240 |
Тип двигателя |
1 ПД М-11 |
Мощность, л.с. |
1 х 100 |
Максимальная скорость, км/ч |
235 |
Крейсерская скорость, км/ч |
212 |
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|