Самолет АИР-8 был построен по заказу Осоавиахима для аэроклубов и летных школ. О нем известно очень мало, настолько мало, что почти вся
информация содержится в следующей цитате из известной книги В. Б. Шаврова: "АИР-8 - модификация АИР-4 с небольшими изменениями в схеме, введенными по указанию ВВС. Стержни шасси от узлов на
передних подкосах крыла шли к крылу; колеса - баллонные низкого давления. Двигатель был первоначально М-23, но из-за неустранимых вибраций заменен двигателем "Вальтер" в 60 л. с, потом
"Сименсом" в 85 л. с. Самолет проходил испытания в НИИ ГВФ в 1934 году, но применения ему не нашлось".
Данные самолета с "Сименсом" приведены в таблице, а данные с М-23 указаны на сохранившихся проекциях "аэроклубного самолета АИР-8": скорость
максимальная 150 км/ч, посадочная 60 км/ч, потолок 4000 м, дальность полета 500 км. Цифры, вероятно, расчетные.
В газете "Менжинец" от 17 августа 1933 года А, С. Яковлев сообщал: "Сейчас мы сдали на аэродром АИР-8". Таким образом, примерная дата первого полета
- август 1933 года. Известно также, что испытания с "Сименсом" проходили в августе 1934 года. Полеты Ю. И. Пионтковского показали хорошие летные качества АИР-8, прекрасную устойчивость,
управляемость, небольшой разбег и пробег, "позволяющие производить полеты на самых незначительных площадках". Самолет поднимал двух человек, 10 кг багажа и располагал запасом горючего на 6 часов
полета.
Самолетом АИР-8 завершается первый этап конструкторской работы Александра Сергеевича Яковлева, этап самодеятельного творчества под эгидой
ОДВФ-Авиахима-Осоавиахима. За 10 лет (1924-1933) поднялись в воздух два типа планеров и восемь типов самолетов, считая АИР-5, АИР-6 и АИР-7.
Создавая неприхотливые легкие самолеты, пригодные для разнообразного применения (военная и местная связь, спортивные и агитационные перелеты, помощь
планеристам и др.), А. С. Яковлев вместе с тем все более приближался к учебно-тренировочному самолету-моноплану.
Четыре мировых рекорда, перелеты, эксплуатация в тяжелых условиях доказали высокие качества и полезность авиеток А. С. Яковлева. Но неоднократные
рекомендации и решения о запуске в серийное производство не были реализованы. Главная причина в том, что конструктор имел в своем распоряжении единичные экземпляры импортных двигателей или
несерийных отечественных.
Только после установки массового двигателя М-11 в 1932 году на АИР-6 и в 1935-1936 гг. на АИР-10 и АИР-14 эти самолеты пошли в большую серию.
Оставалось сделать, казалось бы, небольшой шаг - от 85-сильного "Сименса" к 100-сильному М-11. Но этот шаг подкреплялся настойчивой отработкой конструкций самолетов в течение нескольких лет.
Полный успех пришел на следующем этапе, который начался весной 1934 года, когда конструкторская группа А. С. Яковлева выделилась в самостоятельное
предприятие с государственным финансированием, собственной территорией и производственной базой.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
АИР-8 |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина самолета,м |
7.05 |
Высота самолета,м |
2.30 |
Площадь крыла,м2 |
16.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
395 |
нормальная взлетная |
630 |
максимальная взлетная |
805 |
Тип двигателя |
1 ПД Siemens |
Мощность, л.с. |
1 х 85 |
Максимальная скорость, км/ч |
150 |
Крейсерская скорость, км/ч |
131 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Практический потолок, м |
4000 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
Схемы:
|
АИР-8 |
Варианты окраски:
|
АИР-8 |
|
Уголок неба. 2018
|