Bellanca 28-92 (заводской номер 903) был разработан в 1937 году Джузеппе Белланкой (Giuseppe Bellanca) для капитана Александру Папана (Alexandru Papana).
Папана был пилотом румынских ВВС, который планировал использовать Bellanca 28-92
для престижного полета на дальность из Нью-Йорка в Бухарест. Он назвал самолет "Alba
Iulia 1918" в память об ассамблее делегатов-румын, принявшей решение о вхождении
Трансильвании в состав королевства Румыния. Самолет, деньги на покупку которого
жертвовались по широкой подписке по всей Румынии, нес румынскую регистрацию YR-AHA.
Bellanca 28-92 был одноместным трехмоторным низкопланом. Фюзеляж имел
конструкцию из стальных труб; вплоть до конца кабины он покрывался алюминиевыми
листами, после кабины - полотном. Крыло было двухлонжеронным и так же как и
хвостовое оперение было деревянным с фанерной обшивкой. Поверхности управления
крыла и хвостового оперения самолета покрывались полотном. Основные стойки шасси
частично втягивались в задние части гондол крыльевых двигателей, хвостовое
колесо было неубираемым. Экипаж Bellanca 28-92 состоял из одного человека,
размещавшегося в расположенной у задней кромки крыла закрытой кабине под
сдвигаемым назад фонарем.
На каждой консоли крыла самолет нес 250-сильный шестицилиндровый иневртированный
рядный безредукторный двигатель воздушного охлаждения Menasco C6S4 Super
Buccaneer. Двигатель Menasco C6S4 был с наддувом и имел объем 544 дйм³ (8,915
л).
420-сильный двенадцатицилиндровый инвертированный V-образный двигатель
воздушного охлаждения Ranger SGV-770 был установлен в носу Bellanca 28-92.
Редукторный двигатель Ranger SGV-770 был с наддувом и имел объем 773 дйм³
(12,667 л).
Все двигатели трехмоторного самолета при запуске имели ручной запуск и вращали
двухлопастные винты изменяемого шага. Фюзеляжный мотор вращал винт диаметром 8 фт 3 дйм (2,51 м), а крыльевые моторы - винты диаметром 6 фт 6 дйм (1,98 м).
Bellanca 28-92 имел емкость топливных баков 715 ам. галл (2706,569 л). Самолет
имел размах крыла 46 фт 4 дйм (14,12 м), длину 27 фт 8 дйм (8,43 м) и вес
пустого 4700 фнт (2131,92 кг). Bellanca 28-92 имел максимальную скорость 285
миль/ч (458,565 км/ч), дальность 3000 миль (4827 км) на скорости 250 миль/ч
(402,25 км/ч) и 4160 миль (6693,44 км) на скорости 200 миль/ч (321,8 км/ч),
посадочная скорость была 75 миль/ч (120,675 км/ч).
После проблем во время испытательного полета и из-за несогласия с Белланкой
Папана отменил заказ на трехмоторный самолет: после сборки Bellanca 28-92 ни
Папана, ни румынское правительство не заслатили за машину и самолет остался на
заводе Белланки.
В 1938 году Белланка зарегистрировал самолет в США как NX2433 и записал для
участия в пересекающих всю страну гонках на приз Бендикса. Фрэнк Кордова (Frank
Cordova) был пилотом этой гонки, и его самолет летал с номером 99*. 3 сентября
он взлетел в Бербанке, взяв направление на Кливленд, но, к сожалению, из-за
неисправности двигателя самолет не смог завершить гонку. Носовой двигатель Ranger вышел из строя, но Кордова на двух двигателях Menasco смог пролететь еще
1000 миль (1609 км), приземлившись в Блумингтоне (Bloomington), штат Иллинойс.
Введенные в 1938 году новые правила указывали, что самолеты не завершившие гонки Бендикса могли принять участие в томпсоновских гонках, и поэтому Bellanca 28-92
был возвращен на завод Белланки.
Bellanca 28-92 под управлением Артура К. Басси (Arthur C. Bussy) участвовал в
1939 году в гонках на приз Томпсона. Участвуя в гонке под номером 39, самолет
занял второе место, пролетев 2042,9-мильное (3287,6-км) расстояние между
Бербанком и Кливлендом за 8 часов 33 минуты 42,1 секунды со средней скоростью
244,485 миль/ч (393,376 км/ч). Продолжив полет в Нью-Йорк, Басси и его
трехмоторный самолет снова заняли второе место со средней скоростью 231,951
миль/ч (373,209 км/ч) на общем расстоянии от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка.
В связи с началом Второй мировой войны, всех воздушные гонки и рекордные полеты
были приостановлены. В это время от Bellanca 28-92 Trimotor было мало пользы. В
конце концов самолет был приобретен эквадорскими ВВС и служил в Южной Америке с
1941 по 1945 год. По сообщениям, Bellanca 28-92 был брошен на небольшом
аэродроме в Эквадоре - печальный конец для уникального самолета.
В заключение хотелось бы сказать, что у Джузеппе Белланки была оригинальная
система собозначения самолетов: "28-92" указывало на площадь крыла ("28"
обозначало 280 фт² (26 м²)) и мощность силовой установки ("92" указывало на 920
л.с. (то есть, 420 + 250 + 250)).