В тот самый день 1907 года, когда Анри Фарман
установил европейский рекорд дальности и продолжительности полета,
другой французский летчик и авиаконструктор Луи Блерио совершил первый и
последний полет на своем аэроплане Bleriot VII. На фоне тогдашних
опутанных расчалками "летающих этажерок" этот аппарат выглядел очень
футуристично. Самолеты подобной схемы – аэродинамичные "остроносые"
монопланы с рядными моторами, полностью скрытыми под обшивкой, получили
распространение лишь спустя полтора десятилетия.
Кроме того, Блерио впервые применил систему
управления, вошедшую в употребление еще позднее – в 1930-е годы – на
самолетах типа "бесхвостка" и "летающее крыло". Задние горизонтальные
поверхности "семерки" могли отклоняться синхронно (при этом они работали
как рули высоты), либо – асинхронно и даже – в противоположных
направлениях, выполняя роль элеронов. Такие рулевые поверхности
впоследствии назвали элевонами.
Самолет под управлением своего создателя довольно
легко оторвался от земли и пролетел около 600 метров, после чего Блерио
пошел на посадку, очевидно, решив, что для первого полета этого
достаточно. К сожалению, едва коснувшись земли, аэроплан увяз колесами в
глубокой грязи и скапотировал. Пилот успел пригнуться в кабине, чтобы
при опрокидывании машины ему не сломало позвоночник. В результате он
отделался небольшими травмами, но самолет был разбит вдребезги и
восстанавливать его не имело смысла.
В дальнейшем Блерио отказался от элевонов, оснастив
свой следующий аэроплан поворотными законцовками крыла, игравшими роль
элеронов, а потом перейдя к системе управления креном путем изгибания
крыла (гоширования), как на самолетах братьев Райт. Также он почему-то
решил частично отказаться от обшивки, и его дальнейшие аэропланы, в том
числе и тот, на котором он впервые пересек Ла-Манш, имели лишь "голый"
деревянный каркас хвостовой части фюзеляжа.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bleriot VII |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина, м |
9.00 |
Высота, м |
2.75 |
Площадь крыла, м2 |
25.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
425 |
Тип двигателя |
1 ПД Antoinette |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость, км/ч |
80 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2017
|