Владимир Бодянский (Vladimir Bodiansky) (1894-1966) родился в Харькове, в
1910-1914 получал высшее инженерное образование в Москве. Участвовал в
железнодорожном строительстве в Средней Азии, в 1915 ушел добровольцем на фронт,
попал из кавалерии в авиацию - в ноябре 1917 выучился на летчика в Летной школе
в Тифлисе. В январе 1918го эмигрировал во Францию, где служил в Иностранном
легионе в качестве пилота. В ноябре 1919-го демобилизовался, получил за год диплом
в Institut supérieur de l'aéronautique et de l'espace (существующий до сих пор
авиационный вуз) и уехал в Конго строить дороги на три года.
После возвращения
работал в проектных бюро различных авиафирм -
сначала на Caudron, затем в 1925-30гг на Ateliers
d'Aviation François Villiers. Villiers сейчас не самая известная французская
фирма, тем не менее на ее счету довольно много вполне интересных самолетов, в
разработке которых в качестве проект-менеджера принимал участие Бодянский. За
время работы на фирме совместно с Франсуа Вилье защитил три патента.
После смерти Вилье Бодянский работает самостоятельно. В 1929 Vladimir Bodiansky натурализуется и становится полноценным гражданином
Франции.
Наиболее известен его легкий многоцелевой самолет Bodiansky 20 - небольшой
низкоплан четырехцилиндровым двигателем Renault 4Pb
мощностью 100л.с.. Вмещал четыре человека, был цельнометаллической
конструкции. Первый полет 6 июля 1931, построен в единственном экземпляре
(F-ALZB).
Так же Владимир Бодянский построил
двухместный поплавковый гидроплан-корабельный разведчик Bodiansky
30, с одним мотором Gnome-Rhone 7Kd в 380
л.с.. Самолет участвовал в конкурсе HA.2 вместе с десятком
самолетов других французских фирм. Существовал еще проект Bodiansky 16 - двухместный моноплан,
но строился ли он "в железе"
- под
вопросом.
В общем работа Бодянского как владельца фирмы и самостоятельного
авиаконструктора покрыта туманом и не слишком удачна.
Деятельность Бодянского круто меняется со встречей с Marcel Lods, известным
архитектором и урбанистом. Лодс увлекался авиацией, так что они нашли общий
язык, и вскоре Владимир Бодянский переквалифицируется в архитекторы. Работает
месте с Лодсом, Eugène Beaudouin, Ле Корбюзье, становится одной из значимых
фигур в индустриальном строительстве и архитектуре, в конструктивизме и
модернизме. Печально известный жилой комплекс Cité de la Muette в Дранси,
превращенный немцами в концлагерь - совместная работа Beaudouin и Бодянского,
как и Народный дом (Maison du peuple) в Клиши, местный памятник архитектуры.
После войны построен Cité radieuse в Марселе - совместная работа Ле Корбюзье и Бодянского, который реализовывал идею Корбюзье как конструктор и инженер.
Большая известность пришла с окончанием колониальной Франции - в русле тогдашней
политики эксэмигрант распространяет французское влияние на экс-колонии через
культуру - проектирует и строит общественные здания и жилые комплексы в Алжире,
Кампучии, Гвинее, Марокко, ... Знаменитое здание Штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке
строится с участием нашего героя - он выступает как инженер-консультант.
Бывшее авиационное прошлое помогало работе архитектора: он привнес свои навыки в
расчеты металлических конструкций, а "колониальные" жилые комплексы в которых
должна была сохранятся прохлада в жару, были спроектированы с использованием
опыта в аэродинамике.