Упоминания об этом самолете не найти ни в одном издании по авиации. Вполне возможно предположить, что причиной тому явилось его
рождение в Бюро Особых Конструкций - организации, занимавшейся созданием главным
образом стратосферных летательных аппаратов. Лишь три из них - самолеты БОК-2,
БОК-3 и БОК-5 - как бы выпадают из этого ряда.
Работа по "исполкомовскому самолету" (ИС), получившему впоследствии индекс
БОК-3, началась еще в 1933 году на заводе им. В.Р.Менжинского (где он шел по
плану ЦКБ No.9) и завершилась на заводе No.35 в Смоленске. Сохранился эскиз общего
вида самолета БОК-3, подписанный И.И.Цебриковым, к тому времени - недавнего
выпускника института, но уже возглавлявшего сектор общих видов БОКа. От
первоначального проекта реальный БОК-3 отличался прежде всего формой фонаря.
Лобовая часть "козырьком" (в проекте), вошедшая тогда в авиационную моду, быстро
уступила место обтекаемым формам, реализованным в построенном самолете.
Горизонтальное оперение вместо свободнонесущего было сделано подкосным, что
позволило снизить вес пустого самолета при практически неизменных летных
характеристиках. Претерпели изменения также руль поворота и костыль.
БОК-3 был предназначен для обслуживания местной связи (исполкомовский самолет),
для обучения и тренировки военных летчиков, а также для нужд сельского
хозяйства. В учебно-тренировочном варианте машина имела двойное управление, на
ней была предусмотрена установка пулемета ПВ-1 (для стрельбы через винт),
турельного пулемета ДА и бомбодержателей (для подвески до 100 кг бомб, а также
аэрофотоаппарата). В случае использования БОК-3 для сельскохозяйственных работ,
его можно было оснастить специальными устройствами для опыления посевов и
аэросева. Таким образом достигалась универсальность, позволяющая самолету иметь
различные области применения.
Самолет представлял собой цельнодеревянный моноплан с низкорасположенным крылом,
консоли которого складывались. Фюзеляж - типа монокок. Обшивка крыла и оперения
- полотняная. Каркас элеронов и оперения был выполнен из дюралюминия.
Продолжительность полета этой машины с бензобаками емкостью 190 литров достигала
трех часов. Данные о летных характеристиках самолета обнаружить не удалось.
Сохранились лишь геометрические характеристики первого варианта самолета ЦКБ-9.
Размах крыла - 11,0 м, длина самолета - 7,10 м.
БОК-3 был спроектирован под двигатель М-48. Мотор этот, устанавливавшийся также
на опытном самолете У-3, был построен всего в нескольких экземплярах. Возможно,
этот факт и определил столь неприметную судьбу самолета Бюро Особых Конструкций
- БОК-3.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
БОК-3 |
Размах крыла, м |
11.00 |
Длина самолета, м |
7.10 |
Высота, м |
|
Масса, кг |
|
пустого |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД М-48 |
Мощность, л.с. |
1 х |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2018
|