Копания Bristol Aircraft (British and Colonial Aeroplane Co.) была основана в
начале 1910 года как летная школа, но к концу года была приобретена лицензия на
постройку самолетов у французской компании Zodiac, вместе с одним образцом,
который был выставлен на Аэрошоу в Олимпии в марте 1910 года. Однако, самолет
оказался неудачным (он смог сделать лишь несколько подлетов, после чего было
сломано шасси) и пять начатых аппаратов были разобраны. Взоры совета директоров
обратились на гораздо более удачный самолет Henry Farman'а.
В июне 1910 года George Challenger подготовил чертежи на самолет Boxkit,
внешне очень напоминающий Farman-IV, однако с изменениями в конструктивных
деталях, такими как стальные клипсы и литые алюминиевые гнезда для распорок. В
целом конструкция была более качественная, чем у Фармана, поэтому, когда
адвокаты Фармана выдвинули претензии о нарушении их патентов, в суде им
отказали, аргументировав значительными улучшениями конструкции.
Вскоре были готовы два самолета, один с двигателем Gregoire 50 л.с., другой с
E.N.V. такой же мощности. На одном самолете крылья были обшиты полотном с обеих
сторон, на другом - только с одной, как это было принято на самолетах Фармана в
целях экономии веса. Двигатель Gregoire оказался ненадежным, недодавал мощности
и был заменен на ротативный Gnome. C этим мотором самолет совершил свой первый
полет 30 июля 1910 года, с первой же попытки поднявшись на 50 метров. Почти
сразу же обе машины были отправлены на соревнования в Lanark'е, начинавшиеся с 6
августа, где летали без каких-либо инцидентов, однако не завоевали почти никаких
призов.
Началось серийное производство самолетов с двигателями Gnome. Самолеты
отправлялись в различные летные школы, участвовали в соревнованиях и военных
испытаниях. Два из них были отправлены в Австралию и Индию (в то время
британские колонии).
Некоторые самолеты получали верхнее крыло увеличенного размаха, что повышало их
грузоподъемность. Такие машины назывались "военного типа". В 1911 году на одну
из таких машин был установлен мотор E.N.V. 60 л.с., что сделало этот самолет
"полностью британским" и позволило принять участие в борьбе за Manville Prize за
максимальное полетное время в 9 дней соревнований. Приз был выигран Howard
Pixton'ом.
Самолет стал привлекать внимание и за рубежом. 15 ноября 1910 года российским
атташе Ребиковым был подписан контракт, ставший первым в истории
правительственным контрактом на британские самолеты. Было заказано 8 самолетов
военного типа с увеличенными бензобаками. В апреле 1911 года один аппарат
демонстрировался на выставке в Петербурге. Осмотревший машину царь Николай II
был впечатлен, и приказал приобрести и эту машину. Британские военные сделали
заказ на 4 самолета только в марте 1911 года, причем два из них надо было
оснастить двигателями Renault 60 л.с. в экспериментальных целях. Самолеты
удовлетворили военных и заказ был увеличен.
Самолет производился до 1914 года, в основном для множества летных школ, где
ученики регулярно разбивали их, сами при этом оставаясь более-менее невредимыми,
однако механики творили чудеса и раз за разом восстанавливали эти устаревшие, но
надежные самолеты. Было произведено 76 самолетов, из них 61 - военного типа с
увеличенным верхним крылом. Кроме трех самолетов, проданных в Россию, еще три
были отправлены в Южную Африку, по два получили Австралия, Германия и Испания, и
по одному - Болгария, Индия, Румыния и Швеция.
Кроме двухместных, было произведено два одноместных самолета специально для
соревнований. Один из них имел уменьшенную одностоечную коробку крыльев и
небольшую одноместную гондолу. Он участвовал в Circuit de l'Europe 30 мая 1911
года (пилот Tetard), но не дошел до финиша из-за проблем с двигателем. Второй
был доработан Gabriel'ем Voisin'ом в феврале 1912 года. У него был снят передний
руль высоты и установлено монопланное оперение с одним рулем поворота.
Впоследствии его переделали в стандартный учебный самолет.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Boxkite
Standard Biplane |
Размах крыла, м |
10.51 |
Длина самолета,м |
11.73 |
Высота самолета,м |
3.60 |
Площадь крыла,м2 |
42.46 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
363 |
максимальная взлетная |
476 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х
50 |
Максимальная скорость, км/ч |
64 |
Крейсерская скорость, км/ч |
52 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|