Анри Коанда был румыном, получившим инженерное образование во Франции в
основном под руководством знаменитого Эйфеля, построившего первую в Европе
аэродинамическую трубу. На Парижском авиасалоне 1910 года Коанда представил
биплан своей конструкции, у которого вместо обычного винта был установлен
пропеллер небольшого диаметра, заключенный в кольцевой канал. Этот самолет не
мог летать, но конструктору требовалось закрепить за собой авторство необычного
движителя. В январе 1912 года Коанда начал работать на фирму "Bristol". Первым
его британским проектом стал обычный двухместный моноплан, оснащенный ротативным
двигателем Gnome мощностью 50 л. с. (37 кВт).
На втором экземпляре этого самолета, позднее ставшего Bristol Coanda School
Monoplane, тандемное расположение сидений изменили на рядное в несколько
расширенном фюзеляже и установили сдвоенное управление. В 1913 году построили
еще 11 машин этого типа, пять из которых имели тандемное расположение сидений, а
шесть - рядное.
В мае 1912 года Военное министерство опубликовало требования к стандартному
самолету для оснащения воздушных сил британской армии, потребовав, чтобы все
представленные на конкурс машины были готовы к испытаниям всего через два
месяца. Естественно, этого времени было недостаточно для создания самолета "с
нуля", тем более что денежный приз составлял всего 5000 фунтов. Но Коанда уже
проектировал новые военные монопланы, и "Bristol" представила на конкурс два из
них вместе с парой бипланов Gordon England G.E.2. Оба самолета Коанда были
оснащены новыми ротативными двигателями Gnome мощностью 80 л. с. (60 кВт). При
их создании Коанда стремился уменьшить лобовое сопротивление - обычные для того
периода пирамидальные кабаны из труб для крепления расчалок и подкосов он
заменил парой стальных пилонов с деревянными обтекателями.
В ходе испытаний Coanda Military Monoplane показали хорошие результаты, и
военные приобрели оба самолета. Но, когда один из них разбился во время
перегоночного полета, военное ведомство наложило запрет (сохранявшийся почти
пять месяцев) на использование монопланов в Королевском авиационном корпусе
(RFC). Запрет положил конец надеждам на крупные продажи самолетов в
Великобритании, но в дальнейшем было построено еще 20 машин этого типа с
увеличенным размахом крыла. Большей частью они были проданы Румынии и Италии, но
несколько досталось и RFC.
Неудачным для Коанда оказался самолет "The Elephant", постройка единственного
экземпляра которого была закончена в сентябре 1912 года. Оснащенная двигателем Daimler-Mercedes мощностью 70 л.с. (53 кВт), эта машина должна была составить
конкуренцию монопланам Etrich и DFW, использовавшимся авиацией кайзеровской
армии.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Bristol School
monoplanes |
Размах крыла, м |
12.19 |
Длина самолета,м |
8.23 |
Высота самолета,м |
2.13 |
Площадь крыла,м2 |
25.55 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
349 |
максимальная взлетная |
499 |
Тип двигателя |
1 ПД Gnome |
Мощность, л.с. |
1 х
50 |
Максимальная скорость, км/ч |
111 |
Крейсерская скорость, км/ч |
82 |
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|