Возглавлявший фашистский режим диктатор Бенито Муссолини изо всех сил
стремился поднять престиж Италии во всех областях человеческой деятельности
(соответственно и в авиации) и тем самым достичь былой славы Римской империи.
Мировые рекорды и их популярность в прессе, выступавшие в качестве наглядного
индикатора технического прогресса, пользовались полной поддержкой руководства
страны. Особенно итальянцы отличились в установлении рекордов скорости.
Поплавковые гидросамолеты компании Macchi были их обладателями в 1927, 1928,
1933 и 1934 годах. В 1928 и 1930 годах были установлены рекорды дальности
полета. Таким образом, после установления рекордов скорости и дальности полета
оставались установить лидерство в еще одной категории - высоте полета.
28 сентября 1933 года француз Лемуан (Lemoine) на биплане Potez 506 достиг
высоты 13 661 метр. Этот рекорд стал для итальянцев "вызовом на бой". Инженеру
компании Caproni Родольфо Вердуцио (Rodolfo Verduzio) было поручено подготовить
ответ французам. Инженер Вердуцио взял за основу учебный биплан Ca 113; планер
самолета был серьезно облегчен, размах и площадь крыльев увеличены. Также
самолет получил новую силовую установку - девятицилиндровый радиальный двигатель Alfa Romeo Pegasus (лицензионный Bristol Pegasus) со специальным нагнетателем,
позволявшим мотору развивать мощность 530 л.с. (390 кВт) и на больших высотах. С
этими изменениями самолет получил обозначение Ca.113AQ (Alta Quota - большая
высота).
Для выбранного для рекордного полета летчика капитана Ренато Донати (Renato
Donati) физиолог Амадео Херлицка (Amedeo Herlitska; вероятно его предки имели
чешское происхождение и носили фамилию Грдличка [Hrdlička]) разработал
специальный мягкий герметичный скафандр с кожаным шлемом и маской на лице. 11
апреля 1934 года Ренато Донати поднялся на высоту 14 433 метра! На этой же
машине 20 июня 1935 года женщина-пилот графиня Карине Негроне (Carine Negrone)
установила мировой женский рекорд высоты - 12 010 метров.
Тем не менее было ясно, что простые адаптация и импровизация не помогут достичь
более высоких характеристик. В результате с 1 июня 1934 года в экспериментальном
авиационном центре, расположенном на аэродроме Гуидония в пригороде Рима, под
руководством майора Марио Пецци (Mario Pezzi) стало действовать отделение
больших высот полета (Reparato Alta Quota).
Инженеру Родольфо Вердуцио было получено создать новый высотный самолет. Им стал
двухстоечный биплан Ca.161 с размахом крыльев 14,25 метра и площадью крыльев
35,50 м². Силовая установка самолета состояла из радиального 14-цилиндрового
двигателя Piaggio P.XI RC-100, развивавшего мощность 700 л.с. (515 кВт) и
вращавшего четырехлопастный деревянный винт с большим шагом. В отличие от
предшественника Ca.113AQ, имевшего полностью открытый двигатель, на сей раз
мотор покрывался узким кольцом Тауненда.
Основные технические решения Ca.161 были заимствованы у Ca.113AQ. Итальянцам
надо было спешить, поскольку в августе 1936 года французы на Potez 506 достигли
высоты 14 843 метра, а британцы в сентябре этого же года на моноплане Bristol
138A установили новый мировой рекорд - 15 223 метра! Французы, как и британцы,
использовали высотные скафандры. На столь больших высотах без них было не
обойтись. Для Марио Пецци, выбранного для выполнения полета и получившего к
этому времени звание подполковника, данный костюм был изготовлен. Этот костюм
сильно напоминал нынешние скафандры космонавтов с бесшарнирным сгибом
конечностей и головным убором с иллюминатором, как у водолазных костюмов.
8 мая 1937 года Ca.161 под управлением подполковника Пецци взлетел с аэродрома
Гуидонии и установил новый мировой рекорд высоты - 15 655 метров! Однако вскоре
британцы взяли реванш: 30 июня 1937 года Bristol 138A под управлением
флайт-лейтенанта (капитана авиации) М. Дж. Адама (F/Lt. M. J. Adam) достиг
высоты 16 440 метров.
Итальянцы были буквально взбешены. Инженер Вердуцио усовершенствовал самолет до
версии Ca.161 bis, которая оснащалась двигателем Piaggio P.IX RC-100T с
двухступенчатым нагнетателем и редуктором. Новинкой двигателя был впрыск
кислорода в воздухозаборник двигателя. Жидкий кислород размещался в пяти
бутылях. Регулятор и трубы имели вес 15,5 кг; запас жидкого кислорода весил 17
кг. На критических высотах система могла поднять мощность двигателя на 30% и
число оборотов на 200 об/мин. Большой новинкой была, конечно, герметичная
кабина, однако это скорее было герметичное кресло, по форме и контуру
напоминавшее сидящего человека и увенчанная куполом с окнами.
22 октября 1938 года подполковник Марио Пецци погрузился в кабину для выполнения
рекордного полета. Самолет оторвался от земли в 09:50, на высоте 4000 метров
Пецци открыл кислород для дыхания, а на высоте 5000 метров включил наддув.
Погодные условия были благоприятными, лишь на 5000 и 9000 метров отмечалась
умеренная турбулентность. С 7000 метров заработал впрыск кислорода в двигатель.
За 1 час 16 минут Пецци достиг потолка, и два отдельных высотомера показали
значения 17 074 и 17 166 метров. Подняться ещё выше Марио Пецци не удалось, и
спустя 29 минут он совершил посадку. В Гуидонии Ca.161 bis приземлился в 11:35.
ФАИ в качестве нового мирового рекорда признала высоту 17 083 метра. Данное
достижение является абсолютным рекордом высоты для самолетов с поршневыми
двигателями и не побито до сих пор! На базе Ca.161 bis была создана поплавковая
версия Ca.161 Idro NS, на которой подполковник ди Мауро (di Mauro) 25 сентября
1939 года установил рекорд высоты для гидросамолетов - 13 542 метра.
Следует добавить, что в различных источниках можно найти совершенно различные
данные о рекордных высотах и что установленный Пецци рекорд был побит 23 марта
1948 года, когда летчик-испытатель компании de Havilland Джон Каннингем (John
Cunningham) на специально оборудованном реактивном истребителе Vampire F Mk.I с
двигателем Ghost набрал высоту 18 119,4 метров.