В феврале 1911 года канзасский фермер Клайд В. Цессна
(Clyde Cessna) приобрел свой первый
самолет - моноплан типа Bleriot. Но прежде, чем он постиг азы воздухоплавания, Цессна побывал в нескольких авариях, и лишь к июню 1911 года он научился летать
более или менее хорошо, что позволило ему принять активное участие в полетах в
рамках четырех выставок (ярмарок). К тому времени аэроплан был уже практически
перестроен заново.
Цессна выступал на выставках летом, а зимой - ремонтировал самолет, так
продолжалось до 1916 года, когда он переехал в Уичиту, штат Канзас, где получил
в свое распоряжение место в ангаре предприятия "Jones Motor Car Company". Всего
на новом месте Цессна построил 14 аэропланов. Первые две машины представляли
собой улучшенную модификацию его Bleriot. Был также построен аэроплан Comet,
отличавшийся полузакрытой кабиной и в июле 1917 года установивший рекорд
скорости в США (200,5 км/час).
После окончания Первой мировой войны интерес к авиации в США несколько спал.
Цессна решил вновь вернуться к своему первоначальному занятию - фермерству.
В 1925 г. в Уичите была основана фирма Travel Air Manufacturing Company.
Цессна стал ее президентом, Бич - вице-президентом, а Стирман - главным
конструктором. Разместились скромно - в помещении размером 10x10 м. В марте того
же года в воздух поднялся первенец этой компании - двухместный биплан "Модель
А". Цена аппарата была великовата - 3000 USD, да и рынок оказался забит
списанной военной техникой, однако самолет продавался неплохо (19 штук за первый
год). Затем последовала "Модель В" с 200-сильным мотором Wright J-4. Цессна
настоял на том, что следующий самолет будет монопланом с закрытой кабиной,
который могли бы использовать небольшие авиакомпании. В течение 1926 г. в
арендованном в центре города помещении магазина Цессна собственноручно построил
прототип будущей "Модели 5000". Несколько увеличенный в размерах самолет стали
выпускать серийно.
Первые 8 экземпляров приобрела компания National Air
Transport, перевозившая почту и пассажиров. Удача сопутствовала канзасцам -
моноплан установил несколько всеамериканских рекордов дальности и скорости, что
привлекло покупателей, и продажи за второй год выросли до 46 самолетов. "Трэвел
Эйр Модель 5000" привлек даже Чарльза Линдберга (Charles Lindberg),
готовившегося к своему знаменитому перелету Нью-Йорк-Париж, но он не смог
договориться с Уолтером Бичем о цене.
Вскоре между компаньонами начались "творческие разногласия". Бич и Стирман
оставались сторонниками бипланов широкого назначения, а Цессна видел будущее в
пассажирских самолетах со свободнонесущим крылом. "Развод" прошел без скандала -
в январе 1927 г. Клайд продал свой пакет акций Бичу и покинул "Трэвел Эйр",
чтобы в бывшем магазине на West Douglas Street основать собственное дело. На
новом месте ему помогали инженер Виктор Роос (Victor Н. Roos), сын Элдон (Eldon
Cessna) и несколько техников.
Уже весной был готов 3-местный самолет Phantom с мотором "Анзани" в 90 л.с.
(пилот сидел в открытой кабине, а пассажиры - в закрытой). В августе появилась
4-местная "Комета" (второй аппарат с таким названием). Фабрика Цессны
перебралась в новое просторное помещение на W.1-st Street, и уже 7 сентября была
зарегистрирована Cessna-Roos Aircraft Corp.
Первой в серийное производство пошла модель Cessna Model А - четырехместный
свободнонесущий моноплан смешанной конструкции - дерево и стальные трубы - с
полотняной обшивкой и неубираемым шасси с хвостовым костылем. В общей сложности
были построены 22 самолета этого семейства в модификациях Model АА, Model AC,
Model AF и Model AS, отличавшихся силовой установкой. Еще 48 аэропланов были
построены в модификации Model AW, выпускавшейся в 1929 году и получившей
звездообразный двигатель Warner Scarab мощностью 125 л. с.
13 аэропланов были построены в модификации Model BW - трехместном варианте
самолета Model А, оснащавшегося более мощной силовой установкой с одним
двигателем Wright Whirlwind J-5 мощностью 220 л. с.
Cessna Model A получила хорошую рекламу: сначала была одержана победа в Transcontinental Air Derby, а затем состоялось триумфальное выступление на National Air Races 1928 года. Пройдя от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса за 27 часов с
16-ю промежуточными посадками (3 - ночью), победителем стал Эрл Роулэнд (Earl
Rowland) на "Модели AW" с мотором Warner "Scarab" в 110 л.с. Другие пилоты на "Цесснах"
заняли 4 и 8 места.
Почетное последнее место занял лично Клайд, прилетевший четырнадцатым. Хорошим
подспорьем растущей фирме стали 10910 USD призовых.
Жизнь налаживалась. В общей сложности удалось выпустить 70 самолетов "Модели А"
в различных вариантах. В те годы пресса часто называла Уичиту "авиационной
столицей Соединенных Штатов" - в городе действовали 29 предприятий, занимавшихся
авиационной тематикой, и 25% самолетов для американской коммерческой авиации
строили именно здесь. Бизнес Цессны становился все более и более успешным. В
конце 1928 г. совет директоров одобрил покупку 80 акров земли на окраине Уичиты
под новый завод. Для этого провели дополнительную эмиссию акций, из которых 50
тысяч пустили в продажу.