Получив приз в 1200 долларов,
полученных за третье место
занятого Элдоном Цессной (Eldon Cessna)
на гоночной версии самолета
AW,
Клайд Сессна (Clyde V. Cessna) начал разработку еще
одного гоночного самолета - Cessna CR-1 (Cessna
Racer).
В начале 1930 годов в попытке оживить бизнес компания
Cessna Aircraft бросилась в другую крайность, предельно
ограничив модельный ряд. В производстве остались только DC-6A и -В, т.к. была
надежда, что они найдут покупателей среди не пострадавших в Депрессии "жирных
котов". Однако к концу года продажи и этих машин сошли на нет. Коммерческая
инфраструктура фирмы была разрушена, и работа "Цессна Эйр-крафт" оказалась почти
парализована. В этих условиях акционеры проголосовали за отставку Цессны с поста
президента компании. 31 января 1931 г. были уволены все работники (около 300
человек) и закрыт завод. В общей сложности тогда в Уичите потеряли работу почти
1000 авиастроителей, из них большинство - работники "Цессны" и "Трэвел Эйр". Как
метко заметил журналист Стэн Финджер из газеты Wichita Eagle: "Относительно
маленький, но процветающий авиастроительный центр внезапно стал индустриальным
кладбищем".
Однако Клайд Вернон Цессна (Clyde Vernon Cessna) и его сын не смирились с поражением. В их распоряжении оставался
самолет Cessna AW. На нем в сентябре Элдон Цессна (Eldon Cessna) принял участие в Cleveland National
Air Races, где занял 3-е место. На призовые 1200 USD авиаторы приобрели
мастерскую на окраине города, неподалеку от аэропорта. Было решено
сосредоточиться на гоночных самолетах: несмотря на кризис, воздушные гонки в те
годы собирали множество зрителей и приносили организаторам хорошую прибыль.
Призовые деньги позволили бы продержаться на плаву какое-то время.
Когда-то, в начале 1920-х гг., Клайд Цессна не без пафоса произнес: "Скорость -
единственный смысл полета". Теперь эта фраза приобретала буквальное звучание -
от показанных на гонках результатов зависело выживание любимого дела. Прежде
всего, определились с мотором. Ставку сделали на легкий и надежный Warner "Scarab"
в 110 л.с.
Осень 1931 г. ушла на постройку нового самолета CR-1 (Cessna Racer), с которым
хотели участвовать в январе следующего года в Miami All-American Air Races.
Это был одноместный свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной,
оснащенный звездообразным двигателем Warner Scarab 422 мощностью 110
л.с. (82 кВт). Машина получилась очень маленькой: длина - 3,65 м, размах крыла - 4,9 м, его
площадь - около 4 м2. Она имела среднерасположенное крыло и убираемое в фюзеляж
с помощью рычажного механизма шасси (Цессна не пожелал "делать вырезы в крыле
только для того, чтобы убрать колеса"). Конструкция была смешанной:
цельнодеревянное крыло, ферменный фюзеляж из стальных труб, обшивка которого в
передней части состояла из дюралевых листов и фанеры, а далее использовалось
полотно.
18 января 1932 г. Элдон в первый раз (как оказалось, и последний)
поднял CR-1 в воздух. Аэроплан очень долго разгонялся по мерзлому грунту, не
желая взлетать, даже когда скорость достигла 160 км/ч. Ограда аэродрома была уже
близко, но тут самолет подпрыгнул на каком-то бугорке и оторвался от земли.
Пилот ужаснулся - аппарат оказался почти неуправляемым, резко раскачивался и
отвечал на движение ручки противоположной реакцией. К тому же, обзор из кабины
был плохой, и приходилось высовываться то на правый, то на левый борт. И все же, Элдону удалось совершить благополучную посадку. На полной скорости он подвел
машину к земле и, убрав обороты, сел. Сразу же после полета было решено модернизировать самолет в
более совершенный CR-2.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
CR-1 |
Размах крыла, м |
4.90 |
Длина самолета,м |
3.65 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
3.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД
Warner Scarab 422 |
Мощность, л.с. |
1 х 110 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность
полета, ч.мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|