1923 год. Испания. Известный изобретатель Хуан де ла Сьерва совершает первый успешный полёт на совершенно новом летательном аппарате
- автожире. В истории
авиации появилась очередная веха, а мир охватил бум строительства автожиров. Его пик пришёлся на 1930-е годы и подарил нам множество интересных машин. И сегодня
я хочу рассказать вам о проекте французских инженеров, которые попытались создать свой автожир, основываясь на самолётостроительном опыте.
В 1930 году два французских инженера Антуан Одье (Antoine Odier ) и Густав Бессиер (Gustave Bessière) основали компанию Ecole Spéciale des Travaux Aéronautiques, чтобы заниматься разработкой
собственных автожиров. А спустя год они анонсировали проект Clinogyre - летательного аппарата, который по своей конструкции находился где-то посередине между
обычным самолётом и автожиром.
Для того, чтобы упростить проект и ускорить разработку, конструкторы решили взять за основу проверенный самолёт подходящей конфигурации. Выбор пал на Caudron
C.193 - лёгкий спортивный моноплан, хорошо показавший себя во время авиационных соревнований Challenge International de Tourisme в 1928-29 годах. Одье и Бессиер
купили два C.193 с регистрационными номерами F-AJSH и F-AJSJ и приступили к работе.
Исходный самолёт был дополнен двумя двухлопастными соосными винтами диаметром 6 метров. В отличие от автожира де ла Сьервы, лопасти Clinogyre не были оснащены
автоматам перекоса, хотя и были отклонены на небольшой угол. Во всём остальном конструкция осталась без особых изменений. Фактически, такая компоновка
превращала моноплан в биплан, где роль второго крыла играл несущий винт. Даже название «Clinogyre» было выбрано специально, чтобы подчеркнуть, что аппарат
отличается от классических автожиров.
Одье и Бессиер большое внимание уделили предполётным испытаниям. Наземные испытания начались ещё до постройки первых прототипов с масштабных моделей Clinogyre.
Для этого была сооружена специальная тележка, которая работала от электричества и могла разогнаться по рельсам до 128 км/ч. На ней было установлено различное
измерительное оборудование и имелось место для наблюдателя. Позже на этом испытательном стенде будет «облётан» первый прототип Clinogyre.
К лётным испытаниям перешли в 1932 году. Педантичные наземные эксперименты дали свой результат - новый летательный аппарат не доставил никаких проблем
лётчикам-испытателям. Не последнюю роль здесь сыграло и то, что в основе всё же лежал самолёт. Изменения в конструкции не сильно отразились на его хороших
лётных способностях. Clinogyre летал более чем успешно - максимальная скорость незначительно уменьшилась по сравнению с 193 км/ч у оригинального Caudron C.193,
но при этом значительно уменьшилась скорость минимальная. Это положительно сказалось на взлётно-посадочных характеристиках - теперь летательный аппарат мог
садиться/взлетать со скоростью 40 км/ч и под углом в 45°.
Несмотря на очевидный успех проекта, военных Clinogyre не заинтересовал. Ему не хватало возможности вертикального взлёта, которой обладали автожиры с
дополнительным приводом несущего винта. Но это привело бы к усложнению конструкции и переутяжелению аппарата. Идея Одье и Бессиера о том, что несущий винт их
конструкции может быть установлен на любой моноплан с низкорасположенным крылом, тоже не нашла поддержки. Жаль, ведь фактически Clinogyre был одним из первых
летательных аппаратов укороченного взлёта и посадки.