В 1910 году авиаконструктор
румынского происхождения Анри Коанда (Henri Coanda) построил в мастерских
Капрони этот своеобразный аппарат. Примечателен в нём прежде всего двигатель -
компрессор, работая от 4-х цилиндрового 50-ти сильного бензинового мотора
Clerget, нагнетал воздух в 2 расположенные по бокам фюзеляжа камеры сгорания,
где тот смешивался с топливом и сгорал. Топливные баки размещались в верхней
паре крыльев, которая была по площади больше нижней и несколько выдвинута вперёд
относительно той. В октябре 1910
самолёт экспонировался на второй международной аэронавтической выставке
в Париже, где и было сделано расположенное выше фото. Аппарат поднимался
в воздух один-единственный раз - 16 декабря 1910 г.
В этот день Коанда занимался испытаниями своего детища на аэродроме
Issy-les-Moulineaux близ Парижа. По его воспоминаниям, он не собирался
подниматься в воздух, а только хотел проверить работу двигательной
установки, однако неожиданно большая и горячая реактивная струя
заставила его целиком сконцентрироваться на регулировке двигателя. Хотя
обшивка возле сопел и была металлической, приходилось опасаться пожара.
К тому же, по легенде там в это время можно было наблюдать эффект
прижимания струи к поверхности, также известный как эффект Коанда.
Самолёт тем временем
двигался и набрал достаточно большую скорость, так что когда Коанда
посмотрел вперёд и обнаружил что быстро приближается к стене, времени
тормозить или поворачивать уже не было. Он не имел опыта управления
самолётом в воздухе, поэтому после того как самолёт взмыл резко взмыл
вверх он пролетел немного и упал на левое крыло. Свежеиспечёный авиатор
не стал таковым в прямом смысле - его выбросило наружу при столкновении
с землёй, машина же сгорела.
Дальнейшего развития проект не получил из-за недостатка внимания со
стороны публики и поддержки со стороны научного сообщества и спонсоров.
Коанда переключился на аппараты c пропеллером и успешно продолжил свои
исследования в области аэродинамики.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Coanda 1910 |
Размах крыла, м |
10.30 |
Длина самолета,м |
12.50 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
32.70 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
420 |
Тип двигателя |
1 ПД
Clerget |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность полета, ч |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|