Клайд Вернон Цессна (Clyde Vernon Cessna) родился 5 декабря 1878 г. в городке Хоуторн, штат Айова (Hawthorne, Iowa) в семье фермера. Его родители происходили
из семей французских и немецких эмигрантов. Когда мальчику было 2 года, семья
перебралась в Канзас, на "старый дикий Запад". В местности Раго (Rago), в 25
милях от г. Уичита (Wichita), отец приобрел 40 акров земли и организовал ферму.
Как и многие дети того времени, Клайд не смог закончить даже начальной школы -
семья росла, и дети помогали по хозяйству. Толковый парень часто проявлял
смекалку, изобретательность и предприимчивость - еще подростком он нанялся на
работу дилером по продаже сельскохозяйственного инвентаря. В совсем юном
возрасте Клайд прославился среди соседей и как умелый механик, усовершенствуя
сельскохозяйственные машины.
Приобретенные навыки вскоре пригодились. На рубеже XIX-XX веков Америку
захлестнул автомобильный бум. 20-летний Цессна, перебравшись в г. Энид, штат
Оклахома (Enid, Oklahoma), устроился работать автомехаником, а позже даже открыл
свою фирму по продаже автомобилей. Клайд был успешным бизнесменом, его
"Сухопутное автомобильное агентство" продало более сотни машин. Молодой человек
стал выгодным женихом и смог найти себе невесту среди сливок местного общества.
6 июля 1905 г. он женился на школьной учительнице Европе Элизабет Дотзо (Europa
Elizabeth Dotzour).
В феврале 1910 г. Цессна посетил выставку Moisant International Aviation Air
Circus в Оклахома-сити, и это резко изменило его жизнь. Заболев авиационной
лихорадкой, Клайд забросил все дела и устроился механиком на нью-йоркскую фирму Queen Aeroplane Company, которая занималась продажей летающих чудо-машин. Здесь
он ознакомился с конструкцией самолета и теоретическими основами полета. Через
месяц энтузиаст вернулся домой с купленным за 7500 долларов фюзеляжем Bleriot XI
и 40-сильным двигателем Elbridge. В мае 1911 г. самолет, названный Silverwing,
был полностью готов.
Дальше начались мучения. Все-таки крестьянская смекалка не могла заменить
настоящую летную подготовку, и первая попытка подняться в воздух окончилась
неудачей: 9 июня самолет перевернулся во время разбега, так и не оторвавшись от
земли. Клайд отделался ушибами, а на ремонт самолета пришлось потратить сотню
баксов. Вторая попытка оказалась также безрезультатной, а после третьей
начинающий авиатор с травмами ненадолго попал в больницу. Но в конце концов, на
тринадцатой (!) попытке самолет таки пролетел около сотни метров. В завершение
своего "исторического полета" Клайд, разворачивая машину, не рассчитал маневра и
"сел" на дерево. Поддерживавшая его во всех начинаниях жена помогла и в тот раз.
Она привела к месту аварии трактор, с помощью которого поврежденный самолет
отбуксировали к дому. Раздосадованный очередной неудачей Цессна воскликнул: "Я
все-таки полечу на этой штуке, а потом сожгу ее, и никогда не буду заниматься
аэропланами!" Наконец, через месяц ему удалось совершить нормальный полет.
Благополучно приземлившийся пилот был восторженно принят толпой зрителей. На
смену былым насмешкам пришли почет и слава. Горожане теперь называли своего
героя "птицеловом из Энида".
Между тем положение в отцовском хозяйстве становилось хуже некуда - дело шло к
банкротству. В конце декабря Клайд со своей семьей собрал пожитки и перебрался
на ферму в Канзас. Зима 1911-12 гг. прошла тяжело. Ко всему, Цессна захворал, но
дни напролет продолжал ремонтировать свой самолет в холодном сарае.
С приходом весны 1912 г. ситуация стала улучшаться. Клайд совершил ряд успешных
полетов на ярмарках и спортивных праздниках по всему штату и каждый раз получал
доход в пару сотен долларов. Прибыль позволила построить до 1915 г. несколько
самолетов по образцу "Блерио-XI". Цессна продолжал выступать и теперь
путешествовал по всему Среднему Западу США, буксируя самолет в прицепе. В
большинстве случаев, по условиям контрактов, ему нужно было взлететь и
продержаться в воздухе на глазах публики несколько минут. Шоу "Цессна в его
моноплане" собирало немало зрителей. Росла прибыль: среднегодовая зарплата
рабочего в США тогда составляла около 600 USD, а Цессна эти деньги зарабатывал
за один день авиашоу. Но он уже мечтал о большем - конструировать и производить
новые модели самолетов. В 1915 г. он впервые выступил с показательными полетами
в Уичите (в своей будущей "столице"), а через год получил от местной
автомобильной компании Jones Six предложение использовать часть их
производственных площадей в обмен на рекламу. Что интересно, "под крылышком"
автомобилистов Джонса позже начнут карьеру и другие знаменитые авиафирмы -
Stearman и Mooney.
Новый самолет Цессны получил название 1916-Jones Six. На нижней поверхности его
крыла красовалось название автомобильной фирмы, написанное большими буквами,
"видными с высоты в тысячу футов". Одним из зрителей рекламных полетов был
студент местного колледжа Ллойд Стирман (Lloyd Stearman), ставший вскоре
компаньоном Цессны и известным авиаконструктором. К началу 1917 г. Цессна
построил самолет "Комета" (Cessna "Comet") с 60-сильным мотором "Анзани",
который значительно отличался от его ранних машин. На нем впервые фюзеляж был
полностью закрыт полотняной обшивкой, увеличен стабилизатор, а козырек закрывал
значительную часть кабины. И хотя для того времени машина уже не выглядела
техническим шедевром, на ней при перелете из Блэкуэлла (шт. Оклахома) в Уичиту
удалось установить, правда, не без помощи попутного ветра, национальный рекорд
скорости - 125 мили в час (201,17 км/ч).
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Comet |
Размах крыла, м |
8.23 |
Длина самолета,м |
6.55 |
Высота самолета,м |
2.44 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Anzani |
Мощность, л.с. |
1 х 60 |
Максимальная скорость, км/ч |
201 |
Крейсерская скорость, км/ч |
175 |
Практическая
дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
4 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2019
|