В это время фирма Кертисс сделала ставку на более мощный самолет "Нэви Рэйсер". Его создали еще в 1921 г. параллельно с R6
конструкторы Бус и Терстон. Он получил обозначение CR-1. "Нэви Рэйсер" существенно уступал "Арми-Рэйсеру", потому что был оснащен тем
же двигателем Д-12, но имел несколько большие габариты и массу. Устанавливались радиаторы Ламблена.
Создавался и улучшенный вариант с крыльевыми поверхностными радиаторами, получивший обозначение CR-2. В 1923 г. фирма Кертисс
увеличила мощность двигателя до 500 л. с.
Впоследствии
эти машины для участия в 1928 году
в соревнованиях Шнайдер Трофи (Schneider
trophy),
проводившихся в Великобритании, были переделаны в гидросамолеты Curtiss
Model 23А (современное обозначение L-17-3). Наряду с измененным шасси
они имели новые двигатели Curtiss D-12 мощностью 465 л. с. с
металлическими винтами Curtiss-Reed. Комбинация новых двигателей и
винтов позволила двум самолетам под обозначением СR-3 занять первое и
второе места в гонке.
Но не ограничились простой установкой нового мотора на CR-2 (новый вариант "Нэви Рэйсера" получил обозначение
R2C1). Во-первых, фюзеляж имел вытянутую носовую часть, плавно переходящую в заостренный кок металлического винта. Во-вторых, верхнее крыло
устанавливалось не над фюзеляжем, как было принято в то время, а крепилось непосредственно на нем. Причем крыло имело новый профиль, подобранный после многочисленных продувок в
аэродинамической трубе. Стойки шасси и колеса полностью переделали по образцу и подобию "Арми-Рэйсера". При этом колеса были строго чечевицеобразными минимального сечения.
В результате всего перечисленного биплан "Нэви-Рэйсер" имел коэффициент лобового сопротивления, даже меньше, чем у последнего французского "Сесквиплана".
Масса конструкции планера самолета получилась рекордно малой. Фюзеляж, несмотря на большие размеры, оказался легче, чем у "Арми-Рэйсера" и весил всего 56 кг. В целом же на 1 л.
с. мощности двигателя приходилось лишь 1,42 кг массы самолета. (Для сравнения можно привеститакой пример: нагрузка на мощность у "Арми-Рэйсера" - 1,6 кг/л. с, а "Сесквиплана" -
2,07 кг/л. с.)
6 октября 1923 г. американский морской летчик Вильяме установил на новой машине рекорд на дистанции 100 км: 325,497 км/ч. Даже через год, на новом самолете Ньюпор-Деляж-42 с
двигателем мощностью 550 л. с. Сади-Лекуант не смог пролететь такую дистанцию быстрее. Зато R2C1, получивший в 1924 г. новый двигатель
Кертисс V-1400 мощностью уже 610 л. с, 6 октября вновь выиграл кубок Пулитцера. Все тот же Вильяме пролетел 200 км со скоростью
400,625 км/ч. Однако эта скорость в 1924 г. уже никого не удивляла (2 и 4 ноября 1923 г. в Митчел Филде летчики Брой и Вильяме на однотипных "Нэви-Рэйсерах"
R2C1 показали 425 км/ч и 417,059 км/ч соответственно). Тогда же был установлен и новый рекорд на базе 1 км. Вильяме набрал высоту 1000 м и спикировал оттуда
почти вертикально. Разогнав свою машину на снижении до огромной скорости и, выведя ее в горизонтальный полет на мерную базу, он неожиданно оказался в очень сложной ситуации. Прямо
перед ним летела эскадрилья бомбардировщиков, которая выполняла показательный пролет. Вильяме "нырнул" под их строй и продолжил полет на высоте ...3 м! Когда хронометристы
подсчитали среднюю скорость, она оказалась 429,025 км/ч.
Именно этот курьезный рекорд, продержавшийся больше года, стал лебединой песней биплана. Ему уже никогда не суждено было обогнать "монобрата". И, хотя в 30-е годы появились
новые истребители-бипланы с более высокими скоростями полета, чем у "Нэви-Рэйсера" (лучший из них - советский И-153 "Чайка"), все они уступали в скорости монопланам.
Фирма Райт, так же, как и Кертисс, после неудачи 1920 года перешла на создание гоночных бипланов. Параллельно с "Арми" и "Нэви-Рэйсерами" были разработаны аналогичные машины с
более мощными двигателями. Однако из-за большего веса и чуть худшей аэродинамики не смогли превзойти гоночные самолеты Кертисса. Скоростной самолет Райт R-2
с двигателем мощностью 650 л. с. достигал скорости 386 км/ч.
В то же время гоночные самолеты-монопланы этого периода еще не могли догнать "Нэви-Рэйсера", хотя многие из них имели определенную перспективу. Так, еще в 1922 г. гоночный
моноплан "Симплекс Карнье", созданный авиационным обществом Авьон Симплекс, выполненный по схеме бесхвостка, разбился перед рекордным полетом. Погиб пилот Мадан.