Уголок неба ¦ Curtiss R-6

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация гоночные самолеты
   R-6
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1921
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Не прошло и двух недель после установления рекорда скорости Сади Лекуантом, как американский военный летчик лейтенант Могхэм на биплане Кертисс R6 достиг на базе 1 км скорости 355 км/ч. Через 10 дней (13 октября 1922 года) бригадный генерал Митчелл увеличил ее до 358,836 км/ч. 16 октября снова рекорд Могхэма - 373,641 км/ч. Этот полет интересен еще и тем, что в одном из четырех проходов над мерной базой была развита скорость 399 км/ч, (То есть биплан стал быстрее моноплана, да еще с таким преимуществом! Чудеса? Нет. Просто американцы создали самолет нового поколения, не имеющий ничего общего с бипланами первой мировой войны.)

Фирма Кертисс потерпела неудачу с монопланами и перешла на создание гоночных бипланов. В отличие от европейских фирм, строивших эти машины на свои средства, она получила заказ от ВВС армии и флота США. Поэтому гоночные самолеты Кертисса имели названия "Арми-Рэйсер" и "Нэви-Рэйсер". ("Рэйсер" - гоночный. Многие фирмы тогда вместо обозначений давали своим самолетам просто название "Рэйсер". Так, Кертисс R6 иначе назывался "Арми-Рэйсер" № 1.). "Арми-Рэйсер" создан в 1921 г. как результат напряженной работы по усовершенствованию гоночного моноплана "Техас Уайлдкэт". После тщательных исследований моделей в аэродинамических трубах и испытаний различных типов гоночных машин в полете фирма Кертисс создала хорошо обтекаемый биплан очень маленьких размеров. Его длина была всего 5,75 размах крыла - 5,8 м.

На самый маленький из всех гоночных самолетов установили 400-сильный двигатель Кертисс Д-12.

Необычна легкость конструкции планера. Фюзеляж "Арми-Рэйссра" сделали из "Фанеры Кертисса" - прочной, легкой двухслойной из пластинок спруса (канадской сосны).

Крылья самолета также имели обшивку из спрусовой фанеры и были выполнены по многолонжеронной схеме - как это принято делать сейчас на сверхзвуковой технике. Они получились очень легкими и прочными. Контур крыла уже не деформировался в полете на больших скоростях, что неоднократно случалось у самолетов с полотняной обшивкой.

Практически все скрепляющие элементы планера выполнялись не из стали, а из легкого дюралюминия. Фюзеляж весил чуть меньше 60 кг. Весь самолет был на 100 кг легче французского "Сесквиплана".

Особое внимание конструкторы уделили местной аэродинамике. Между консолями крыльев устанавливались не N-образные, а I-образные стойки. Их сопротивление воздуху было почти в 2 раза меньшим. Горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение не имело никаких растяжек. Все тросы и тяги, идущие к органам управления, скрыли внутри фюзеляжа и плоскостей.

Шасси имело всего по одной стойке с каждой стороны. Причем стойки, ось шасси и даже сами колеса спрофилировали для минимума сопротивления. Колеса дополнительно снабдили алюминиевыми дисками, накрывающими спицы и втулки. Сверху все колесо (вместе с шиной) обтянули полотном. Оно в сечении имело обтекаемую овальную форму.

Но все же самым интересным и необычным (можно сказать - революционным) были радиаторы системы охлаждения двигателя. Действительно, успех "Арми-Рэйсера" во многом обеспечивался тем, что вместо выступающих в поток радиаторов Ламблена применили поверхностные радиаторы. Они устанавливались прямо на обшивку крыла.

Поверхность радиаторов заменяла собой часть обшивки крыла. Ее выполнили из листовой меди. Радиатор Ламблена был как бы развернут и наложен на крыло. При этом его поверхность оставалась гладкой и чистой.

Опыты с поверхностными радиаторами проводились и до этого на протяжении двух лет. Наиболее серьезным испытанием их надежности стал перелет машины фирмы Кертисс - "Ориоль" из Нью-Йорка в Канзас-Сити в 2400 км.

Появление поверхностных радиаторов привело к техническому перевороту в области проектирования скоростных самолетов. Густав Дсляж к началу 1923 г. построил усовершенствованный вариант полутораплана с крыльевыми радиаторами и новым мотором "Испано-Сюиза" мощностью 410 л. с 15 февраля 1923 г. все тот же Сади-Лекуант вновь завоевывал для Франции мировой рекорд скорости - 375 км/ч.

Однако американцы не остались в долгу. Через месяц (29 марта 1923 г.) Могхэм на гоночном Кертиссе повысил рекорд до 380,751 км/ч.

Однако к середине 1923 года практически все скоростные возможности "Арми-Рэйсеров" были исчерпаны.

В то время развитие авиации в США достигло расцвета. Чуть ли не каждый день образовывались маленькие частные компании, открывались аэродромы. Даже небольшие поселки считали за правило иметь свой аэродром с парой-тройкой самолетов - воздушных такси или для аттракциона. На воздушные состязания съезжались десятки участников и сотни тысяч зрителей. Разыгрывалось много наград - за дальность и продолжительность полета, скороподъемность, точность посадки и т. д. Самым престижным видом состязаний и стали гонки на приз Пулит-цера (10000 долларов). Допускались к ним гражданские и военные самолеты, способные достигать не менее 280 км/ч.

Как в 1921, так и в 1922 г. приз выиграли самолеты "Арми-Рэйсер". Однако 2-4 октября 1923 года на аэродроме Дайтона для R6 гонки оказались трагичными. При разгоне до максимальной скорости он вдруг неожиданно развалился на части. Фюзеляж с работающим двигателем врезался в землю, ушел в нее на 3 м. Тело летчика Скиля смогли достать только после нескольких часов земляных работ. Как и в случае с Сади-Лекуантом, причиной катастрофы оказался разрушившийся воздушный винт. Он не выдержал высоких оборотов. Обломки винта разбили крылья.

Катастрофа "Арми-Рэйссра" и смерть Скиля подтолкнули конструкторов гоночных самолетов, все авиационные фирмы мира и переходу на металлические воздушные винты.



 ЛТХ:
Модификация   R-6
Размах крыла, м   5.79
Длина самолета,м   5.76
Высота самолета,м   2.41
Площадь крыла,м2   12.42
Масса, кг  
  пустого самолета   659
  максимальная взлетная   885
Тип двигателя   1 ПД Curtiss D-12A
Мощность, л.с.   1 х 460
Максимальная скорость, км/ч   380
крейсерская скорость, км/ч   345
Практическая дальность, км   455
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6
 R-6

  Схемы:

 R-6

  Варианты окраски:

 R-6

 



 

Список источников:

Крылья Родины 1992-05. Виктор Бакурский. Лебединая песня бипланов
Валерий Баргатинов. Выше, Дальше, Быстрее
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles.net. Curtiss
Putnam. Peter M. Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947
Joe Christy. Racing planes & pilots: Aircraft competition, past and present!
Don Berliner. Record-Breaking Airplanes
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon
Birch Matthews. Race with the Wind
Vintage Airplane 1991-02. Dennis Parks. The National Air Races. The Golden Age
Vintage Airplane 2015-11-12. Michael Gough. American race planes, speediest of all, 1920-1922
Vintage Airplane 2016-01-02. Michael Gough. American race planes, speediest of all, 1923-1925
L'Ala d'Italia 1923-05. Aeroplani
1000aircraftphotos.com. No. 3306. Curtiss 23 R-6 (68563) US Army Air Service
L+K 1992-13. Vaclav Nemecek. Curtiss CR/R-6 USA 1921-24


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: