Уголок неба ¦ de Havilland DH.60 Moth

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   DH.60 Moth
       
Разработчик: de Havilland
Страна: Великобритания
Первый полет: 1925
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


de Havilland D.H.60 Moth стал родоначальником целого семейства самолетов Moth, которые произвели революцию в авиастроении Великобритании в 20-х и 30-х гг. Прототип самолета D.H.60 совершил первый полет в феврале 1925г. На нем был установлен новый двигатель Cirrus I мощностью 60 л.с., который представлял собой половину двигателя Airdisco мощностью 120 л.с., имел новый картер и весил всего 290 фунтов. Успех самолета был настолько велик, что Министерство авиации согласилось субсидировать пять летных клубов, оснащенных самолетами Moth.

Первый из таких самолетов в июле 1925г. был поставлен в аэроклуб в Ланкашире, едва ли не через пять месяцев после полета прототипа. В том же году было построено 20 самолетов. Последовало множество заказов, и в 1926г. было построено уже 35 самолетов. К потребителям внутри страны присоединились иностранные. В 1926г. мощность двигателя Cirrus была увеличена до 85 л.с. Он получил обозначение Cirrus II и стал хорошим дополнением к более ранней модели. Единственный легкий самолет D.H.60, построенный для испытаний в 1926г., был оснащен звездообразным двигателем Armstrong Siddeley Genet мощностью 75 л.с. Этот самолет впоследствии использовался в качестве акробатического. В следующем году модель была усовершенствована (например, размах крыла увеличился на 0,3 м и получила официальное обозначение D.H.60X, позднее не употреблявшееся. Впоследствии самолет назывался Cirrus II Moth и установил ряд рекордов.

Обозначение D.H.60X вновь стало использоваться для следующего варианта, на котором был установлен двигатель A.D.C. Cirrus III мощностью 90 л.с., появившегося в 1928г. На этой модели также впервые стали использоваться раздельные стойки шасси, к концу 1928г. было всего построено 403 самолета. Кроме того, были заключены договоры о лицензионном производстве. Двадцать два самолета Cirrus II Moth были поставлены ВВС Финляндии. Некоторые из них впоследствии были переоснащены двигателями Hermes мощностью 105 л.с.. Крупносерийное производство самолетов D.H.60X завершилось в 1928г. Мощность двигателей, устанавливавшихся на самолете D.H.60, возросла до 90 л.с., существенно увеличилась и их масса, и компания приняла решение организовать производство собственных двигателей. Майору Фрэнку Халфорду, который спроектировал для компании A.D.C. мотор Cirrus, в 1927г. было предложено разработать замену этому двигателю. Его ответом стал двигатель Gipsy мощностью 100 л.с. Этот проект, который впоследствии вылился в создание целого набора двигателей, проложил дорогу всему семейству самолетов Moth. Поставки новых двигателей начались в июне 1928г. и первоначально они устанавливались на самолете D.H.60X. Переоснащенный самолет получил обозначение D.H.60G, но потом его навсегда назвали Gipsy Moth. Прототип двигателя Gipsy был установлен на один из гоночных самолетов D.H.71, который впоследствии использовался для установления авиационных рекордов.

Первый серийный самолет D.H.60G выиграл в 1928г. гонку на Королевский кубок, показав скорость 169 км/час. В июле 1928г. сам Джеффри Де Хэвилленд поднялся на рекордную высоту 6090 м, а в следующем месяце Хуберт Брод на самолете D.H.60G с увеличенной емкостью топливных баков находился в воздухе в течение 24 часов. В декабре А.С. Батлер и его супруга показали рекордную для двухместных самолетов скорость 192,86 км/час на замкнутом кольцевом маршруте длиной 100 км. В испытаниях на надежность, проводившихся в течение девяти месяцев, начиная с конца декабря 1928г., участвовал самолет D.H.60G, который налетал 600 часов только на текущем обслуживании. Он закончил испытания в работоспособном состоянии, пролетев без поломок 82076 км. В историю авиации вошли 20-дневный сольный перелет между Кройдоном и Дарвином, предпринятый в мае 1930г. Эми Джонсоном на знаменитом самолете D.H.60G Джейсон, перелет в январе того же года по этому же маршруту Фрэнсиса Чичестера и его последующие перелеты в Тихоокеанском регионе.

На базе D.H.60G была создана пара амфибий с одним центральным поплавком и подкрыльными поплавками. Один из гидросамолетов был оснащен двигателем Gipsy, а на другом установили двигатель Cirrus Hermes I мощностью 105 л.с. Также было создано несколько версий самолета типа купе, но они не стали популярными. До прекращения серийного производства в 1934г. компания de Havilland построила 595 самолетов D.H.60G. Кроме этого, 40 самолетов было построено компанией Morane-Saulnier во Франции, где они были известны под названием Morane Moth, 18 - в США корпорацией Moth Aircraft Corporation, 32 - компанией Larkin Aircraft Supply Company Ltd в Австралии. В 1928г. компания построила самолет D.H.60M с фюзеляжем, сваренным из стали, и другие модификации с таким же двигателем, что и у модели D.H.60G. Всего в Великобритании было построено 535 таких самолетов, 40 были собраны в Канаде, 10 - в Норвегии и 161 - корпорацией Moth Aircraft в США.

Большое число самолетов D.H.60M получили военные потребители, они были закуплены, в частности, в Королевские ВВС, в ВВС Канады, Ирака и Швеции, в армию Норвегии и в авиацию ВМС Дании. Поскольку компания de Havilland теперь строила свои собственные моторы, усовершенствование двигателей и планеров самолетов шло параллельно.

Когда в 1931г. появился двигатель Gipsy II мощностью 120 л.с., способный функционировать в перевернутом состоянии, в результате внутренних модификаций он стал называться Gipsy III. Установка двигателя на новый планер и первый полет в марте 1932г. привели к рождению новой серии самолетов D.H.60GIII, которые, как и их предшественники, привлекли значительный интерес и заказы со всего мира. Было построено 30 машин, после чего на самолет начал устанавливаться двигатель Gipsy Major IIIA мощностью 133 л.с. В результате появилась версия Moth Major (построено 87 самолетов).

Последним развитием серии D.H.60 стала модифицированная версия самолета D.H.60M, названная D.H.60TMoth Trainer, предназначенная для военного использования и оснащенная двигателем Gipsy II. Позже она стала основой создания наиболее известного из всех самолетов семейства Moth - D.H.82 Tiger Moth. Все заказы на D.H.60T поступили от зарубежных военных потребителей, в число которых входили Бразилия (40 самолетов), Китай (1), Египет (6), Ирак (5) и Швеция (10), что в результате составило 64 самолета, включая два, проданных в 1931г. в неизвестную страну.

В 1928 году внимание польских военных привлек уже популярный к тому времени DH-60 Moth. Вскоре у представителя фирмы в Польше Бернанда Скоржевского купили первый самолет – им стал DH-60X nr 649 с двигателем Cirrus II мощностью 59 kW (80 KM) (nr 188). Самолет был отправлен для изучения в PZL. Еще два самолета были куплены непосредственно у производителя в 1929 году. Первый из них с двигателем Gipsy l, покрашенный в хаки своим ходом перегнал поручик Януш Мейсннер. Сначала самолеты были сведены  в одно подразделение - 1 PL klucz łącznikowy Mothów, но потом их раздали по летным школам. Предполагалась закупка лицензии на производство, однако потом выбор был сделан в пользу отечественных конструкций.

Всего в Польше эксплуатировалось около 10 DH-60 различных модификаций. Среди основных эксплуатантов были частные лица и авиакомпания PLL LOT. С началом войны все самолеты были реквизированы. Один самолет (SP-TUR) в числе других самолетов оказался в Румынии 17-го числа, а еще один самолет был перегнан поручиком Казимиром Олевинским 23 сентября в Венгрию.



 Модификации :
DH.60 Cirrus Moth  Прототип и первые серийные самолёты, оснащены двигателем ADC Cirrus мощностью 60 л. с. (45 кВт). Построено 8 предсерийных и 31 серийный самолёт.
DH.60 Cirrus II Moth (Hermes Moth)  Появившаяся в 1927 году модификация с форсированным двигателем Cirrus Hermes мощностью 105 л. с. (78 кВт), отличался увеличенным размахом крыльев уменьшенным расстоянием между нижним и верхним крылом. Построено 32 самолёта
DH.60 Genet Moth  Модификация с радиальным двигателем Armstrong Siddeley Genet. Построено 6 самолётов.
DH.60G Gipsy Moth  Модификация с двигателем de Havilland Gipsy I мощностью 100 л. с. (75 кВт).
DH.60GIII (Gipsy III Moth)  Модификация с двигателем de Havilland Gipsy III.
DH.60X  Вариант с X-образными расчалками шасси (X-образно расчаленные шасси устанавливались на все самолёты начиная с модификации DH.60M).
DH.60L  Люксовая модификация с более широкой дверью кабины и увеличенным багажником за задней кабиной. Так же отличалась характерной для 1930-х годов двухцветной окраской фюзеляжа.
DH.60M Moth (Metal Moth)  Модификация с фюзеляжем, имеющим металлический силовой набор и полотняную обшивку. Несмотря на увеличившийся, по сравнению со стандартным фанерным фюзеляжем, вес, металлический фюзеляж был более удобным в обслуживании и стал стандартом для всех последующих модификаций.
DH.60T (Moth Trainer)  Учебно-тренировочный вариант Metal-Gipsy Moth. Изменена система расчалок крыла для облегчения доступа в переднюю кабину для военных летчиков с надетыми парашютами. Построено 2 прототипа и 47 серийных самолётов.



 ЛТХ:
Модификация   DH-60G
Размах крыла, м   9.14
Длина самолета,м   7.29
Высота самолета,м   2.68
Площадь крыла,м2   22.57
Масса, кг  
  пустого самолета   417
  максимальная взлетная   748
Тип двигателя   1 ПД de Havilland Gipsy
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   164
Крейсерская скорость, км/ч   137
Практическая дальность, км   515
Практический потолок, м   4420
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   1 пассажир


 Доп. информация :


  Чертеж "de Havilland DH.60 Moth"
  Фотографии:

 Прототип DH.60 Cirrus Moth
 Прототип DH.60 Cirrus Moth
  DH.60 Cirrus Moth
  DH.60 Cirrus Moth
  DH.60 Cirrus Moth
  Перевозка DH.60 Cirrus Moth
 DH.60 Genet Moth
 DH.60 Genet Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60G Gipsy Moth
 DH.60GIII
 DH.60GIII
 DH.60X
 DH.60X
 DH.60X
 DH.60X Coupe
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60M
 DH.60T Moth Trainer
 DH.60T Moth Trainer
 DH.60T Moth Trainer
 Кабина DH.60G

  Схемы:

 DH.60
 DH.60G

  Варианты окраски:

 DH.60G
 DH.60G
 DH.60M
 DH.60X




 

Список источников:

Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. A.J. Jackson. De Havilland Aircraft Since 1909
Putnam. A.J. Jackson. British Civil Aircraft since 1919
Pen & Sword. Graham M. Simons. De Havilland Enterprises. A History
Andrzej Morgala. Samoloty Wojskowe w Polsce 1924-1939
Aeroplane Monthly 1979-04. Stag Lane
Aeroplane Monthly 1978-10. E.J. Riding. RAF Piston Trainers : D.H.60
Aeroplane Monthly 2015-02. Aeroplane Database : Stuart McKay. De Havilland DH60 Moth
Aviation News 1991. Colin Owers. The De Havilland DH.60 Moth in the RAAF
Baesystems.com. DH60G Gipsy Moth
De Havilland Aircraft. DH-60
1000aircraftphotos.com. No. 13692. de Havilland D.H.60G Gypsy Moth (G-AAEL c/n 994)


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: