Уголок неба ¦ Dunne D.5

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация  
   D.5
       
Разработчик: Dunne
Страна: Великобритания
Первый полет: 1910
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Бесхвостые самолеты были созданы английским конструктором Д. Данном. Проводя аэродинамические эксперименты,. Данн значительно развил теорию самобалансирующегося крыла типа Занония. Предложенное им стреловидное крыло в отличие от крыла типа Занония имело явно выраженную стреловидность, прямолинейные очертания, крутку вдоль всего размаха, жесткую заднюю кромку. Постоянная хорда и большая отрицательная закрутка концов крыла уменьшили опасность срыва потока, обтекающего крыло, на больших углах атаки. Эти особенности крыла обеспечили большой запас и стабильные характеристики устойчивости, что явилось причиной успешных полетов самолетов Данна.

В отличие от большинства своих предшественников Данн имел вполне четкие представления о законах продольной устойчивости самолета и основывался на принципе соблюдения продольного V между крылом и оперением. Рассматривая вопросы продольной устойчивости бесхвостого самолета со стреловидным отрицательным закрученным крылом, конструктор писал: "...так как угол наклона сечений крыла уменьшается к его концам, то эти концы образуют двойное горизонтальное оперение".  Данн также проводил четкое разграничение между статической и динамической устойчивостью самолета, справедливо отмечая, что стреловидность крыла способствует демпфированию продольных колебаний К

Путевая устойчивость такого крыла должна была обеспечиваться стреловидностью и расположенными на концах крыла вертикальными килями.

Д. Данном впервые была разработана на практике конструкция органов управления бесхвостым самолетом - элевонов. Каждый из элевонов управлялся своим рычагом. Для продольного управления рычаги отклонялись одновременно, для управления курсом - дифференцированно. Рычаги могли жестко фиксироваться в любых положениях (это показывает, насколько Данн рассчитывал на высокую устойчивость самолета).

На основе опыта испытаний первых моделей и планеров с самоустойчивым стреловидным крылом Данн строит бесхвостый самолет Этот самолет представлял собой двухместный биплан со стреловидным крылом и двумя установленными по бокам фюзеляжа толкающими винтами, которые приводились во вращение с помощью цепной передачи от двигателя, расположенного в фюзеляже.

Самолет D.5 совершил первый полет 11 марта 1910 г., а в мае того же года уже выполнял полеты дальностью свыше 3 км . В декабре 1910 г. на этом самолете Данн впервые в истории авиации продемонстрировал продолжительный полет без использования органов управления. Авторитетная комиссия, в состав которой входил О. Райт, в отчете об испытаниях отмечала: "Во втором полете, продолжительностью 2 минуты 29 секунд, мистер Данн делал заметки на листе бумаги во время полета... Бумага была не жесткая и требовалось использование обеих рук для того, чтобы делать эти заметки карандашом, что показывает, что обе руки были сняты с рычагов управления на время, необходимое, чтобы сделать записи во время полета. При снижении после выключения двигателя мистер Данн поднял обе руки в воздух и продолжал держать руки в том же положении во время посадки" .

В 1911 г. Данн построил и успешно испытал несколько бесхвостых монопланов , но вскоре прекратил разработку самолетов подобного типа, так как военное министерство Англии выдвинуло требование о применении только бипланной схемы из-за частых поломок крыльев монопланов.

Последующие самолеты Данна являлись модификацией хорошо себя зарекомендовавшего самолета D.5. Характер изменений показывает, что Данн стремился упростить их конструкцию, повысить надежность и улучшить управляемость. Два толкающих винта с цепным приводом были заменены одним с прямым приводом от двигателя. Для улучшения управляемости своих самолетов Данн увеличивает площадь поверхностей управления, использует однорычажную систему управления . В результате проведенной работы были построены самолеты, вполне пригодные для продолжительных полетов. Это подтверждается тем, что 19 августа 1913 г. на биплане D.8 был совершен перелет через Ла-Манш . Лицензионное производство бесхвостых бипланов Даниа некоторое время вели фирмы "Ньюпор" (Франция) и "Бэрджис" (США) .




 ЛТХ:
Модификация   D.5
Размах крыла, м   14.00
Длина самолета,м   6.20
Высота самолета,м   3.51
Площадь крыла,м2   49.00
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная   705
Тип двигателя   1 ПД Green
Мощность, л.с.   1 х 60
Максимальная скорость, км/ч   70
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 D.5   (с) gettyimages.com
 D.5   (с) gettyimages.com
 D.5
 D.5
 D.5
 D.5
 D.5
 D.5
 D.5
 D.5

 Схемы:

 D.5

 



 

Список источников:

Д.А. Соболев. Самолеты особых схем
Flight. C.M. Poulsen. Tailless Trials
Putnam. Peter Lewis. British Aircraft 1809-1914
M. Goodall, A.Tagg. British Aircraft before the Great War
L+K 1985-22. Jan Balej. Dunne  D-1 az D-10


Уголок неба. 2016 



 

  Реклама: