Уголок неба ¦ Ellehammer Ellehammer-1(4)

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Ellehammer-1(4)
       
Разработчик: Ellehammer
Страна: Дания
Первый полет: 1906
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


С середины первого десятилетия XX в. во Франции наблюдается возрождение интереса к схеме "моноплан". Эта конфигурация, появившаяся в результате копирования облика птиц, была характерна для работ большинства европейских пионеров авиации прошлого столетия, и неудивительно, что после того, как концепция самолета братьев Райт была подвергнута критике во Франции, многие конструкторы вновь вернулись к идее применения монопланного крыла на самолете.

Первыми самолетами-монопланами, появившимися после полета братьев Райт, были Ellehammer-1 и Vuia-1. Строительство этих аппаратов было завершено в начале 1906 г. Конструктором первого был датчанин Якоб Эллехаммер (Jacob Ellehammer), второго - Трайан Вуйя (Trajan Vuia или Traian Vuia), румын по национальности, живший и работавший в эти годы во Франции. Несмотря на то, что конструкторы работали независимо друг от друга, самолеты имели ряд общих черт. Оба аппарата имели верхнерасположенное крыло, напоминающее по форме крылья планеров О. Лилиенталя. И на том и на другом самолете отсутствовало горизонтальное оперение - конструкторы ошибочно полагали, что при расположении центра тяжести ниже крыла стабилизирующие поверхности не нужны.

Отличительной особенностью самолета Эллехаммера было устройство для автоматического поддержания заданного угла атаки. Рама, на которой располагалось место пилота и был установлен двигатель, была шарнирно соединена с крылом и могла совершать свободные продольные колебания, отклоняя кинематически связанный с ней горизонтальный руль на задней кромке крыла. Конечно, такая система не могла обеспечить удовлетворительные результаты из-за несовершенства самого принципа маятникового регулятора, но все же несовершенства устройство представляет интерес как первый случай реализации идеи автомата устойчивости на полноразмерном летательном аппарате.

На самолете был установлен бензиновый двигатель конструкции Эллехаммера мощностью 9 л.с. Испытания, начавшиеся в январе 1906 г., происходили на небольшом датском острове Линдхольм. Из-за ограниченных размеров площадки самолет испытывался на корде, двигаясь по кругу. Мощность двигателя была недостаточна, чтобы поднять самолет в воздух.

Первый самолет Эллехаммера не смог подняться в воздух из-за недостаточной мощности двигателя. Поэтому конструктор увеличил мощность силовой установки до 18-20 л. с. и установил под крылом вторую горизонтальную поверхность Она крепилась с помощью расчалок к дугообразной поверхностн, соединенной с центропланом нижнего крыла. В полете за счет деформации верхнее крыло принимало чайкообразную форму (при виде спереди). Вес аппарата (Ellehammer-2) теперь составил 180 кг, площадь крыльев - 37 м2. Самолет имел длину 6,2 м и размах крыльев 9,4 м.

Испытания по-прежнему проводились по кругу па привязи. 12 сентября самолет с его конструктором па борту оторвался от земли на высоту около 1 м и пролетел 42 м со со средней скоростью 57 км/ч. При испытаниях летчик не мог управлять самолетом: единственная подвижная поверхность - расположенный за крылом руль высоты - отклонялась маятниковым регулятором положения независимо от экспериментатора.

В 1907 году  Якоб Эллехаммер построил свой третий самолет - Ellehammer-3.  Как и первые два, он был снабжен маятниковым регулятором кончи воет и. Отличие заключалось в применении трех крыльев. Это был первый самолет схемы "триплан" с тянущим винтом. Самолет испытывался в Копенгагене с двигателем в 20 л. с. Эллехаммеру удавались отрывы от земли, но продолжительность нахождения в воздухе не превышала нескольких секунд.

В начале 1908  года конструктор устранил третье крыло использовал новый, более мощный  пятицилиндровый двигатель (35 л.с.) также собственного изготовления. 14 января самолет Ellehammer-4 пролетел дистанцию 170 м. Полгода спустя во время демонстрации своего аппарата в Германии Я Эллехаммер осуществил полет продолжительностью 11с. Большего добиться ему не удалось - малоустойчивая и неуправляемая машина являлась бесперспективной.

В 1909 году конструктор построил свой последний самолет - моноплан, о котором мало что известно. В этом же году  Эллехаммер окончательно отошел от монопланной конструкции. Построенные им в 1907-1908 гг. самолеты имели полипланное крыло. Сведения об аппаратах датского конструктора почти не появлялись в печати тех лет и поэтому его работы не оказали влияния на развитие самолета.





 ЛТХ:
Модификация   Ellehammer-2
Размах крыла, м   9.40
Длина самолета,м   6.20
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   37.00
Масса, кг  
  пустого самолета   180
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Ellehammer
Мощность, л.с.   1 х 20
Максимальная скорость, км/ч   57
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Выкатка Ellehammer-1 из ангара
 Ellehammer-1
 Ellehammer-1
 Ellehammer-1
 Ellehammer-1
 Якоб Эллехаммер в кабине Ellehammer-1
 "Подскок" Ellehammer-2
 Ellehammer-2
 Ellehammer-3
 Ellehammer-3
 Ellehammer-3
 Ellehammer-4
 Ellehammer-4
 Якоб Эллехаммер возле "упакованного" Ellehammer-4
 Ellehammer-4 со сложенными крыльями
 Ellehammer-4
 Моноплан Ellehammer

 



 

Список источников:

Д.А. Соболев. История самолетов. Начальный период
Д.А. Соболев. Рождение самолета
В. Кондратьев. Авиамастер : Датский прыгун и первый беспилотник
Le Fana de l'Aviation 2008-11. Patrick Perrier. L'electique pionnier danois
The Pioneers. Jacob Christian Hansen Ellehammer (1871-1946)

Tekniskmuseum.dk. JCH Ellehammer
Sciencesource.com. Jacob Ellehammer's Aviation Experiments


Уголок неба. 2020 



 

  Реклама: