История мировой авиации принесла человечеству немало замечательных имен, среди которых имена первых изобретателей и строителей реальных самолетов стоят на особом, всегда первом
месте. Возглавляют этот почетный ряд А.Можайский и К.Адер.
Французский инженер Клеман Адер родился в 1841-м в небольшом городке Мюре (департамент Верхняя Гаронна). Это был период бурного развития техники во всех направлениях
человеческой жизнедеятельности. Уже к пятнадцати годам Клеман живо интересовался техническими новинками в области автомобилестроения, связи.
Тяга к технике и определила его жизненную карьеру - он стал инженером. Компания, в которой служил Адер, во второй половине 80-х годов принимала активное участие в
совершенствовании телефонной связи Парижа. На этой "волне" будущему авиационному изобретателю удалось довольно крупно разбогатеть. Он получил абсолютную личную материальную
независимость.
Адер водил дружбу с Феликсом Турнашоном - талантливым писателем, журналистом, художником-карикатуристом, артистом и спортсменом, более известным широкой публике под
артистическим псевдонимом "Надар". Надар стоял у истоков искусства фотографии и был своим в кругах парижских писателей и художников.
К примеру, он был дружен с писателем-фантастом Жюлем Верном, пользовавшимся его познаниями в аэронавтике и выведшем его в космическое пространство в своих романах "С Земли на
Луну" и "Вокруг Луны" под именем Мишеля Ардана.
Турнашон также занимался практическим воздухоплаванием и первым осуществил фотосъемку с воздушного шара. Свое свободное время он посвящал постройке усовершенствованного
воздушного шара и летающих моделей вертолетов.
В 1863-м, когда в небо поднимались только воздухоплавательные приборы легче воздуха, три француза - изобретатель Понтон Д'Амекур, моряк и писатель Г. де ля Ланделль и Феликс Надар-Турнашон - опубликовали манифест воздушного самодвижения:
"... Чтобы вести борьбу с воздухом, нужно создать машины более тяжелые, чем воздух. Подобно тому, как птица тяжелее воздуха, в котором она двигается, так и человек должен найти
для себя опору в воздухе... Винт, святой винт, как сказал однажды известный математик, поднимет нас в воздух, проникая в него, как бурав в дерево... "
Вот так, попав под настойчивое, многолетнее влияние своего друга-воздухоплавателя Феликса Надара и имея финансовую независимость, Адер решил на собственные средства
самостоятельно построить настоящую летательную машину. Достаточная теоретическая подготовка и хороший инженерный опыт помогли ему довольно быстро определиться с основами будущего
"детища".
Уже 19 апреля 1890 г. французская патентная служба регистрирует на имя мсье Адера патент №205155 "Крыльчатый аппарат для воздушного судоходства, именуемый авионом". В патенте
было приведено только общее описание самолета: "Авион будет состоять в основном из корпуса, крыльев, силовой машины и движителя (пропеллера)...
Силовая машина состоит из парового котла с его топкой, из собственной машины, из парового конденсатора и разных принадлежностей".
Свои первоначальные исследования Адер вел в глубочайшей тайне, так как считал, что они "...должны служить прежде всего для национальной обороны". В сохранившихся до наших дней
записках изобретатель теоретически (хотя и весьма расплывчато) проработал методику применения своего авиона , решив, что тот может выполнять бомбардировку, наносить торпедные удары
и играть роль воздушного разведчика.
В качестве "лаборатории" он завел у себя обширный птичий двор, где наблюдал за полетом птиц и исследовал особенности строения их крыльев. В то же время Адеру удалось
ознакомиться с проектами современных ему летательных машин Альфонса Пено, Виктора Татэна и английского ученого и инженера сэра Джона Кейли.
Тогда же он увидел и рисунки Леонардо да Винчи из манускрипта под названием "Трактат о полете птиц" и прочел строки великого итальянца: "Птица есть действующий по
математическому закону инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми его движениями. Поэтому мы скажем, что построенному человеком инструменту не хватает лишь души
птицы, которая в данном случае должна быть заменена душою человека...
Названная птица должна при помощи ветра подниматься на большую высоту, и в этом будет ее безопасность, потому что даже в случае, если бы ее постигли все ранее названные
опрокидывания, у нее есть время вернуться в положение равновесия. Лишь бы члены ее были большой стойкости, способные противостоять стремительности и импульсу спуска связками из
прочной дубленой кожи и сухожилиями из сырцового шелка. И пусть никто не возится с железным материалом, потому что последний быстро ломается на изгибах или изнашивается".
И еще: "Помни, что твоя птица не может напоминать ничего иного, нежели нетопыря, и это потому, что его перепонка составляет покрытие или, лучше сказать, связанное крепление, то
есть основную поверхность крыльев...".
После этого Адер решил несколько изменить первоначальные планы копирования летательного механизма птицы. Он начал строить свой летательный аппарат с крылом, как у летучей мыши.
Все рисунки, эскизы и чертежи Клеман выполнял, исходя из принятой концепции постройки аппарата. Изобретатель также дал своему детищу и собственное название
"Eole" по имени древнегреческого бога ветра Эола.
На воздухоплавательную машину "Eole", которая представляла собой моноплан-бесхвостку без вертикального оперения, с 1882-го по
1890-й годы изобретатель затратил около полумиллиона франков. Каркасы фюзеляжа и крыла изготовил из бамбука, скрепил стальной проволокой и обтянул шелковой тканью.
Внутри фюзеляжа Адер разместил паровую машину и закрытую кабину пилота с органами управления. Шасси было выполнено по трехопорной схеме с хвостовым колесом и одним передним
противокапотажным колесом. Крыло самолета криволинейных очертаний имело изогнутый профиль, выполнено в соответствии с формой крыла летучей мыши и могло изменять свою форму.
Как пионеру в области постройки летательной машины, Адеру было практически невозможно найти оптимальные технические решения, и его самолет нес в себе целый комплекс недостатков.
Основной недостаток самолета "Eole" -сложная система изменения формы крыла. Адер механически скопировал все подвижные соединения крыла
летучей мыши, т.е. управление своей машиной в полете изобретатель предполагал осуществлять только путем искривления несущих поверхностей.
Крыло выполняло четыре независимых между собой движения, изменяя стреловидность, размах, кривизну профилей величину угла атаки консолей. Причем все это осуществлялось
одновременно или дифференцированно.
За основу силовой установки воздухоплавательного аппарата Адер взял существующую паровую машину Херасгоффа мощностью 20 л.с. с двойным расширением пара. Серьезной переделке
подвергся водотрубный котел, работавший на спирте и расположенный сверху над фюзеляжем. Доработал также узлы крепления паровой машины.
Удельный вес силовой установки оказался равен 3 кг/л.с, причем в ее массу входили вес водотрубного котла и воздушного конденсатора. Двухцилиндровый двигатель приводил во
вращение винт, четыре лопасти которого были изготовлены из бамбука в виде птичьих перьев.
9 октября 1890-го в парке замка Арменвийер под покровом секретности мсье Адер решил поднять в воздух свою летающую машину. До наших дней дошел незавершенный отчет одного из
помощников К.Адера, где сообщается, что: "Авион № 1, носящий имя "Eole" и управляемый г. Адером, его изобретателем, оторвался от земли
и держался в воздухе на своих крыльях, брея поверхность земли на дистанции около 50 м с помощью единственного источника - собственной тяги. Маневренная площадка имела длину 200 м и
ширину 25 м на земле, утрамбованной катком".
Впервые во Франции не демонстрационная модель, а полноразмерный самолет с человеком на борту оторвался от поверхности земли и выполнил, хотя и неконтролируемый, но все-таки
полет. По некоторым сведениям, аппарат совершал кратковременные подскоки на высоту всего около 20 см. Из-за отсутствия органов поперечного управления он не мог совершить
полноценный полет, но эти "прыжки" стали знаком того, что двигатели уже были способны поднять в воздух рукотворные машины.
После первых испытаний мсье Адер имел планы показать широкой публике свой самолет "Eole" в выставочном зале на парижских Елисейских
полях. Но самолетом к этому времени всерьез заинтересовались французские военные, поскольку сам Адер подал заявку на его участие в конкурсе технических решений, призванных дать
французской армии техническое превосходство над Пруссией, с которой Франция в то время вела войну. Показ запретил военный министр. Он воспротивился широкой огласке, которую может
получить воздушный корабль, но выразил Адеру поддержку, заявив: "Эта машина - разведчик и воздушный бомбоносец. Опыты нужно продолжать (...) в интересах национальной обороны".