В 1891 году Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli) запатентовал конструкцию
двигателя внутреннего сгорания для самоходных транспортных средств. Его
работы привлекли внимание Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista
Ceirano), решившего в 1898 году основать фирму для производства
автомобилей. На пост технического директора он выбрал Фаччиоли. Тот
принял приглашение и год спустя представил легкую машину "Веллейс" (Welleyes)
с горизонтальным 2-цилиндровым мотором объемом 663 см3. В июле 1899 года
вся техническая документация, производственное оборудование и персонал
фирмы "Чейрано" перекупила только что созданная компания "Fabbrica
Italiana di Automobili Torino" (FIAT), а разработанный Фаччиоли
автомобиль стал прообразом самого первого легкового ФИАТа.
Вместе с фирмой "Чейрано" ФИАТу достался и инженер Фаччиоли, но в первые
же годы ориентация компании на массовое производство автомобилей начала
расходиться с его интересами. В 1901 году Фаччиоли покинул ФИАТ, уступив
свое место в руководящем совете инженеру Энрико (Enrico), но до 1905
году формально оставался консультантом на ФИАТе.
В 1902 году он основал собственную фирму Ing. A. Faccioli & C. ("А.
Фаччиоли и Компания"), главной целью которой был выпуск автомобильных и
судовых двигателей. В 1905 году она начала изготовлять серию из 3
автомобилей "12", "16" и "24НР", а также автобусов. Через короткое время
фирма стала называться "Общество инженера Аристида Фаччиоли" и
ограничилась выпуском одноцилиндровой модели "9НР" и 4-цилиндровой
"12НР".
На следующий год фирма прекратила существование, но тут же возникла вновь
под названием "Общество Фаччиоли Ферро Рампоне" (Societa Faccioli Ferro
Rampone), которая должна была продолжать модернизацию прежних моторов
Фаччиоли и выпускать радиаторы. В 1908 году и она распалась, а сам
Фаччиоли перешел в компанию СПА (SPA), где возглавил авиационный отдел.
Уже специально для аэроплана Фаччиоли создал
четырехцилиндровый двигатель с водяными охлаждением SPA-Faccioli N.1,
развивавший мощность 80 л.с. Этот мотор был использован в первом
самолете - Faccioli N.1. Это был
одноместный двухстоечный триплан. 13 января 1909 года эту машину поднял
в воздух сын конструктора - Марио Фаччиоли (Mario Faccioli). На
ипподроме Мирафиори в Турине аэроплан оторвался от земли на 20
метров и после нескольких минут полета пошел на посадку. В связи с
отсутствие опыта пилотирования Марио не смог мягко посадить самолет,
почти полностью его разрушив. Сам он отделался незначительными
повреждениями. Несмотря на эту неудачу N.1 вошел
в историю как первый, полностью итальянский самолет.
В течении года Аристид Фаччиоли
дорабатывал конструкцию самолета, в результате переделав его в биплан.
Оснащенный все тем же двигателем SPA-Faccioli N.1, самолет
Faccioli N.2 впервые взлетел в июне 1909 года. И
эта конструкция оказалось была далека от совершенства - уже после
нескольких полетов Марио Фаччиоли вновь попав в аварию, получив
серьезные повреждения.
Инженер Фаччиоли решив, что кроме новой конструкции
самолета нужна новая силовая установка разработал одноцилиндровый
поршневой двигатель SPA-Faccioli N.2 мощностью 20 л.с. Под эту силовую
установку в конце 1909 года было начато строительство биплана Faccioli
N.3, напоминавшего ранние машины Фармана. 12 февраля 1910
года Марио поднял аэроплан в воздух. Этот воздушный аппарат
оказался более надежным - в течении февраля и марта на нем было
совершено более десяти полетов, но все же 26 марта после того как с
двигателя слетел винт все закончилась как всегда - аварией и ранениями
пилота.
Несмотря на частые аварии и ранения сына конструктор не
забросил авиацию и создал в этом же году очередную конструкцию -
биплан Faccioli N.4. Оснащенный двигателем
SPA-Faccioli N.2 самолет впервые взлетел в июне 1910 году. Именно на нем
Марио Фаччиоли получил лицензию пилота, а N.4
стал первым итальянским самолетом, на котором итальянский пилот прошел
лицензирование.
Задумав строительство еще одного самолета - моноплана
N.5 Аристид Фаччиоли для него создал новый
двигатель - SPA-Faccioli N.3 мощностью 40 л.с. Этот мотор представлял
собой уникальную конструкцию - он состоял из двух четырехцилиндровых
V-образных двигателей, расположенных ромбом. К
моменту испытания двигателя в 1911 году
биплан N.5 не был еще готов и
SPA-Faccioli N.3 установили на предыдущую машину - N.4.
После удачного участия в Settimana Aerea Torinese Марио
Фаччиоли на N.4 в июне 1911 года вновь попал в
аварию и вновь ему удалось спастись. Однако эта авария переполнила
терпение его отца-конструктора и он забросил проектирование воздушных
аппаратов, а N.5 так и не довели до ума.
К сожалению эта история имеет очень печальный конец - в
марте 1915 года Марио Фаччиоли погиб в ходе одного из своих
полетов. А еще через пять лет не выдержали нервы его отца и
Аристид Фаччиоли покончил жизнь самоубийством 28 января
1920 года.