Будущий знаменитый авиаконструктор и инженер Стелио Фрати
(Stelio Frati) увлекся моделированием с 15 лет. Это увлечение привело
его в магазин Modelli Volanti ( или коротко Movo), где владельцем был
Густаво Клеричи (Gustavo Clerici). Как оказалось в дальнейшем это
знакомство стало знаковым для Фрати.
В конце 1930-х годов Стелио поступил в Миланский
политехнический университет на специальность авиационная техника,
которую возглавлял профессор Сильвио Басси (Silvio Bassi). Параллельно с
основным обучением будущий инженер вошел в состав Centro di Volo a Vela
(CVV - планерного центра при Миланском политехе),
где занимался разработкой планеров.
По окончании университета Стелио Фрати становится
помощником Сильвио Басси на кафедре, при этом он еще был принят в
конструкторском бюро Aeronautica Lombarda, входившем в группу Ambrosini.
В этом КБ Фрати вместе с инженером Эрмененджильдо Прети он
занимался постройкой ударного беспилотника AR.
Уже в 1946 году Фрати опубликовал достаточно полное
"Руководство по проектированию планеров", доказавшее его высокий уровень
подготовки и знаний. В этом же году инженер решил подкрепить теорию
практикой и построить планер BF.46 (совместно с
Басси) и мотопланер F.1, ставший первым
самостоятельным проектом конструктора.
Старый знакомый Густаво Клеричи поддержал Фрати финансово
и новый проект назвали Movo (название магазина
моделей) FM.1 Passero (воробей). Это был
одноместный свободнонесущий высококоплан с цельнометаллическим
фюзеляжем, оснащенный двухцилиндровым двигателем Macchi MB.2 мощностью
20 л.с. с толкающим пропеллером. Вместо привычного авиационного штурвала
в кабине был установлен руль от мотоцикла.
Так как в Италии действовали запреты союзников на
авиационное строительство и полеты, постройкой прототипа занимались
полулегально в одном из домов Милана. В феврале 1947 года мотопланер был
завершен и уже в апреле показан широкой публике на Миланской выставке
вместе с Alaparma AM.9, Macchi MB.308, SAI Ambrosini 1001 и Avia FL.3.
После прохождения статических испытаний в мастерских
CVV, в октябре 1947 года
FM.1 доставили на аэродром Venegono Superiore. А
2 ноября этого же года бывший военный летчик Эдгардо Ваги (Edgardo Vaghi)
поднял мотопланер (I-MOVO) в воздух.
В ходе испытаний FM.1 показал себя
довольно посредственно - короткие крылья, спроектированные Фрати ради
увеличения скорости, мало подходили для планирования, к тому же взлетная
дистанция у самолета оказалась довольно длинной. С другой стороны
несмотря на маломощную силовую установку "Воробей" смог развить скорость
в 152 км/ч. Неудачный результат испытаний не позволил Фрати
сертифицировать машину. Немного позднее инженер опробовал на мотопланере
двигатель Continental A65.
В попытке создать более универсальный самолет Стелио Фрати
расширил кабину, установив второе кресло и заменил один двигатель
Macchi на два 40-сильных мотора Ambrosini P.25. Этот
вариант, получивший обозначение FM.2 Bipassero
был построен в начале 1948 года, но дальнейшего развития
тоже не получил.
В конце 1990-х годов о FM.1
вспомнили. Энтузиаст Карло Мурелли (Carlo Murelli) собирал скудную
информацию о мотопланере целых 12 лет, пока в 2006 году не поднял в
воздух реплику, оснащенную двигателем Simonini мощностью 40 л.с.