Уголок неба ¦ Movo FM.1 Passero

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   FM.1 Passero
       
Разработчик: Movo
Страна: Италия
Первый полет: 1947
Тип: Мотопланер
  ЛТХ     Доп. информация
   


Будущий знаменитый авиаконструктор и инженер Стелио Фрати (Stelio Frati) увлекся моделированием с 15 лет. Это увлечение привело его в магазин Modelli Volanti ( или коротко Movo), где владельцем был Густаво Клеричи (Gustavo Clerici). Как оказалось в дальнейшем это знакомство стало знаковым для Фрати.

В конце 1930-х годов Стелио поступил в Миланский политехнический университет на специальность авиационная техника, которую возглавлял профессор Сильвио Басси (Silvio Bassi). Параллельно с основным обучением будущий инженер вошел в состав Centro di Volo a Vela (CVV - планерного центра при Миланском политехе), где занимался разработкой планеров.

По окончании университета Стелио Фрати становится помощником Сильвио Басси на кафедре, при этом он еще был принят в конструкторском бюро Aeronautica Lombarda, входившем в группу Ambrosini. В  этом КБ Фрати вместе с инженером Эрмененджильдо Прети он занимался постройкой ударного беспилотника AR.

Уже в 1946 году Фрати опубликовал достаточно полное "Руководство по проектированию планеров", доказавшее его высокий уровень подготовки и знаний. В этом же году инженер решил подкрепить теорию практикой и построить планер BF.46 (совместно с Басси) и мотопланер F.1, ставший первым самостоятельным проектом конструктора.

Старый знакомый Густаво Клеричи поддержал Фрати финансово и новый проект назвали Movo (название магазина моделей) FM.1 Passero (воробей). Это был одноместный свободнонесущий высококоплан с цельнометаллическим фюзеляжем, оснащенный двухцилиндровым двигателем Macchi MB.2 мощностью 20 л.с. с толкающим пропеллером. Вместо привычного авиационного штурвала в кабине был установлен руль от мотоцикла.

Так как в Италии действовали запреты союзников на авиационное строительство и полеты, постройкой прототипа занимались полулегально в одном из домов Милана. В феврале 1947 года мотопланер был завершен и уже в апреле показан широкой публике на Миланской выставке вместе с Alaparma AM.9, Macchi MB.308, SAI Ambrosini 1001 и Avia FL.3.

После прохождения статических испытаний в мастерских CVV, в октябре 1947 года FM.1 доставили на аэродром Venegono Superiore. А 2 ноября этого же года бывший военный летчик Эдгардо Ваги (Edgardo Vaghi) поднял мотопланер (I-MOVO) в воздух.

В ходе испытаний FM.1 показал себя довольно посредственно - короткие крылья, спроектированные Фрати ради увеличения скорости, мало подходили для планирования, к тому же взлетная дистанция у самолета оказалась довольно длинной. С другой стороны несмотря на маломощную силовую установку "Воробей" смог развить скорость в 152 км/ч. Неудачный результат испытаний не позволил Фрати сертифицировать машину. Немного позднее инженер опробовал на мотопланере двигатель Continental A65.

В попытке создать более универсальный самолет Стелио Фрати расширил кабину, установив второе кресло и заменил один двигатель Macchi на два 40-сильных мотора Ambrosini P.25. Этот вариант, получивший обозначение FM.2 Bipassero был построен в начале 1948 года, но дальнейшего развития тоже не получил.

В конце 1990-х годов о FM.1 вспомнили. Энтузиаст Карло Мурелли (Carlo Murelli) собирал скудную информацию о мотопланере целых 12 лет, пока в 2006 году не поднял в воздух реплику, оснащенную двигателем Simonini мощностью 40 л.с.
 






 ЛТХ:
Модификация   FM.1   FM.2
Размах верхних крыльев, м   7.00   9.00
Длина самолета,м   5.00   6.00
Высота самолета,м   1.40  
Площадь крыла,м2   7.80   12.50
Масса, кг    
  пустого самолета   140   210
  максимальная взлетная   240   410
Тип двигателя   1 ПД Macchi MB.2   2 ПД Ambrosini P.25
Мощность, л.с.   1 х 20   2 х 40
Максимальная скорость, км/ч   152   165
Крейсерская скорость, км/ч   130   140
Практическая дальность, км   550   500
Практический потолок, м   3500   4000
Экипаж, чел   1   2


 Доп. информация :


    Фотографии:

 FM.1
 FM.1 на Миланской выставке
 FM.1
 FM.1 в полете
 FM.1 с двигатеолем Continental A65
 Реплика FM.1
 Реплика FM.1
 Реплика FM.1 в полете

  Схемы:

 FM.1
 Компоновочная схема

 



 

Список источников:

VFR Aviation 2016-03. Franco Bugada. Movo FM1 "Passero" l'aeromodello cresciuto
The Aviation Historian No.11. Gregory Alegi. Frati's First Fliedgling


Уголок неба. 2019 



 

  Реклама: