В конце 1913 года Антони Герман Герард Фоккер (Anton Herman Gerard Fokker)
посетил Париж и приобрел там всего за 500 марок подержанный самолет
Morane Saulnier Type H. Изучив конструкцию француза Фоккер
разработал свой легкий спортивный самолет M.5.
Самолет был похож на Морана и представлял собой одноместный
высокоплан, крылья которого крепились к фюзеляжу тремя проволочными растяжками
на консоль. Элероны отсутствовали, управление по крену осуществляется
перекашиванием законцовок крыла ("гошированием").
Каркас фюзеляжа был сварной из труб из хромо-молибденовой стали,
прямоугольного сечения (на прототипе – деревянный), для жесткости ферма фюзеляжа
усилена внутренними проволочными растяжками.
Оперение самолета состояло из цельноповоротных
вертикальной (ВО – РН) и горизонтальной (ГО – РВ) плоскостей трапециевидной
формы, которые имели аэродинамическую компенсацию (т.е. их передняя кромка
находилась перед осью вращения), каркас оперения – сварной из стальных труб.
Основные опоры шасси пирамидального типа, хвостовая опора – костыль на
амортизаторе.
Прототип самолета взлетел в конце 1913 года. Силовая установка
самолета состояла из одного семицилиндрового двигателя Oberursel U.0 мощностью
80 л.с. (60 кВт), это была лицензионная копия французского двигателя
Gnome Lambda.
Благодаря цельноповоротному оперению с аэродинамической
компенсацией самолет был очень чувствителен к движению РУС по крену и тангажу и
очень маневренным. Но неопытному пилоту было трудно удерживать его в
горизонтальном прямолинейном полете.
M.5 имел высокие летные характеристики (особенно,
маневренность), легко выполнял фигуры высшего пилотажа, имел хорошую прочность
конструкции. Недостатком являлась чрезмерная чувствительность к резким
знакопеременным движениям РВ (что было характерно и для его прототипа Моран Тип
Н).
В начале 1914 года была выпущена небольшая серия спортивных
самолетов с длинным крылом M.5L (от Lange -
длинный). В мае и июне 1914 года в Йохаништале А. Фоккер получил
на этом самолете ряд призов.
В 1914 году компания Halberstadt
выпустила небольшой серией военный вариант M.5L,
получивший обозначение Fokker A.II. Самолеты
использовались в начале Первой Мировой в роди ближних разведчиков. Так же
использовались несколько M.5L реквизированных военными.