Уголок неба ¦ Gee Bee QED

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация гоночные
   QED
       
Разработчик: Gee Bee
Страна: США
Первый полет: 1934
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


В качестве развития схемы гоночных самолётов, Грэнвили параллельно разрабатывали и коммерческие проекты, в том числе двухместный дальний скоростной спортивный самолёт, известный как Q.E.D. (Quod Erat Demonstrandum, лат. "Проверенный" или "Доказавший что-либо"), заложенный в 1933 году и достроенный в 1934.

Хотя Q.E.D. обычно называют Gee Bee, фактически он был достроен после прекращения деятельности фирмы. Правильнее называть этот самолёт именами Грэнвил (Granville), Миллер (Miller) и ДеЛакнер (DeLackner), организовавшими новую фирму по проектированию самолётов под руководством Зэнтфорда Грэнвила после тихой кончины Granville Brothers Aircraft, Inc. Назло банкротству и продаже фирмы Gee Bee Q.E.D. был достроен в основном теми же людьми, которые его заложили. Оснащённый стандартным двигателем "Hornet" мощностью в 675 л.с. самолёт разрабатывался с учётом требований применяющихся к коммерческой авиации, отличающиеся от применяемых к гоночным самолётам, но показал, что является настоящим наследником гоночных Gee Bee по конструкции и внешнему виду. Карьера коммерческого самолёта у Q.E.D. так и не состоялась, зато он принимал участие в ряде больших авиационных соревнований. Тем не менее, он существенно отличался от специальных гоночных машин, и не должен считаться виновным в том, что так ни разу и не занял первое место. Интересно и то, что постоянные поломки самолёта создали Q.E.D. уникальную репутацию - он ни разу не долетел до финиша гонки, в которой принимал участие.

Единственной гонкой, для которой Q.E.D. подходил наилучшим образом, была уникальная MacRobertson race из Англии в Австралию, состоявшаяся в 1934 году, самолёт и разрабатывался с прицелом на участие в ней. Однако до этого Q.E.D. принял участие в стартовавшей в Лос-Анджелесе гонке на приз Бендикса 1934 года. Из-за проблем с капотом пилот Ли Гелбах был вынужден сесть в Дес Мойнес, Айова, из-за чего прибыл в Кливленд слишком поздно для того, что бы занять какое-либо место. Больше в этом году Q.E.D. не принимал участия ни в одной из основных гонок. Он выступил несколько лучше на гонке MacRobertson, и хоть и не долетел до финиша, показал очень обнадёживающие результаты во время прямого перелёта из Миденхола (Англия) в Бухарест. Проблемы с самолётом не дали пилотам Жаслин Кокрэн (Jacqueline Cochran) и Уэсли Смиту (Wesley Smith) продолжить гонку. В 1935 году Q.E.D. снова принял участие в стартовавших в Лос-Анджелесе гонках на приз Бендикса. Проклятье, нависшее над самолётом, снова взяло верх, и пилот Роял Ленард (Royal Leonard) смог долететь долько до г.Уичита, Канзас, до того как сел на вынужденную посадку из-за проблем с двигателем.

В 1936 году большой двухместный самолёт, окрашенный в зелёный цвет, принял участие в проходивших в Лос-Анджелесе гонках на приз Бендикса, но вынужден был приземлиться после 10 кругов из 15, необходимых для завершения гонки. Он не принимал участия в гонках на приз Бендикса 1937 года, но снова вышел на трассу в 1938. Проклятье "не долетающего до финиша" самолёта сработало снова, и пилот Джордж Армистед (Georg Armistead) сел на вынужденную в Винслоу, Аризона из-за сочетания проблем со встречным ветром, радиоприёмником и двигателем до окончания гонки.

На этой неудаче спортивная карьера последнего Gee Bee завершилась, но это был ещё не конец. Один из самых известных пилотов Мексики, Франциско Сарабиа (Francisco Sarabia) приобрёл Q.E.D., отремонтировал его, и выставил под мексиканской регистрацией. Сначала казалось, что смена собственника положила конец проклятью, и 24 мая 1939 года Сарабиа установил новый рекорд скорости на трассе Мехико - Нью-Йорк, пролетев 2350 миль за 10 часов 47 минут. Однако во время обратного перелёта, стартовавшего из Вашингтона, проклятье снова сказалось, и Сарабиа разбился после остановки двигателя на взлёте. Оставленную под капотом ветошь засосало в карбюратор, что и привело к остановке мотора.




 ЛТХ:
Модификация   QED
Размах крыла, м   10.44
Длина самолета,м   8.28
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2   19.60
Масса, кг  
  пустого самолета   1426
  максимальная взлетная   2948
Тип двигателя   1 ПД Pratt & Whitner Hornet
Мощность, л.с.   1 х 675
Максимальная скорость, км/ч   482
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 QED
 Кабина QED

 Схемы:

 QED

  Варианты окраски:

 QED
 QED
 QED

 



 

Список источников:

Aircraft Profile 51. Peter M. Bowers. The Gee Bee Racers (Перевод Клундук Петр Васильевич)
Darrell Graves. The Granville Brothers and Their Fantastic Airplanes (Перевод Клундук Петр Васильевич)
Авиация и Космонавтика 2013-10. В.Морозов. Великая воздушная гонка
Aerofiles.com. Gee Bee
Charles A. Mendenhall. A legacy of speed. The Gee Bee Racers
Reed Kinert. Racing Planes and Air Races A Complete History, vol. III 1932-1939
Joe Christy. Racing planes & pilots: Aircraft competition, past and present!
Page Shamburger, Joe Christy. Command the Horizon
Air Classic 2022-02. Tim Weinschenker. The Conqueror


Уголок неба. 2023 



 

  Реклама: