В качестве развития схемы гоночных самолётов, Грэнвили параллельно разрабатывали и коммерческие проекты, в том числе двухместный дальний скоростной спортивный самолёт, известный
как Q.E.D. (Quod Erat Demonstrandum, лат. "Проверенный" или "Доказавший что-либо"), заложенный в 1933 году и достроенный в 1934.
Хотя Q.E.D. обычно называют Gee Bee, фактически он
был достроен после прекращения деятельности фирмы. Правильнее называть этот самолёт именами Грэнвил (Granville), Миллер (Miller) и ДеЛакнер (DeLackner), организовавшими новую фирму
по проектированию самолётов под руководством Зэнтфорда Грэнвила после тихой кончины Granville Brothers Aircraft, Inc. Назло банкротству и продаже фирмы Gee Bee Q.E.D. был достроен
в основном теми же людьми, которые его заложили. Оснащённый стандартным двигателем "Hornet" мощностью в 675 л.с. самолёт разрабатывался с учётом требований применяющихся к
коммерческой авиации, отличающиеся от применяемых к гоночным самолётам, но показал, что является настоящим наследником гоночных Gee Bee по конструкции и внешнему виду. Карьера
коммерческого самолёта у Q.E.D. так и не состоялась, зато он принимал участие в ряде больших авиационных соревнований. Тем не менее, он существенно отличался от специальных
гоночных машин, и не должен считаться виновным в том, что так ни разу и не занял первое место. Интересно и то, что постоянные поломки самолёта создали Q.E.D. уникальную репутацию -
он ни разу не долетел до финиша гонки, в которой принимал участие.
Единственной гонкой, для которой Q.E.D. подходил наилучшим образом, была уникальная MacRobertson race из Англии в Австралию, состоявшаяся в 1934 году, самолёт и разрабатывался с
прицелом на участие в ней. Однако до этого Q.E.D. принял участие в стартовавшей в Лос-Анджелесе гонке на приз Бендикса 1934 года. Из-за проблем с капотом пилот Ли Гелбах был
вынужден сесть в Дес Мойнес, Айова, из-за чего прибыл в Кливленд слишком поздно для того, что бы занять какое-либо место. Больше в этом году Q.E.D. не принимал участия ни в одной
из основных гонок. Он выступил несколько лучше на гонке MacRobertson, и хоть и не долетел до финиша, показал очень обнадёживающие результаты во время прямого перелёта из Миденхола
(Англия) в Бухарест. Проблемы с самолётом не дали пилотам Жаслин Кокрэн (Jacqueline Cochran) и Уэсли Смиту (Wesley Smith) продолжить гонку. В 1935 году Q.E.D. снова принял участие
в стартовавших в Лос-Анджелесе гонках на приз Бендикса. Проклятье, нависшее над самолётом, снова взяло верх, и пилот Роял Ленард (Royal Leonard) смог долететь долько до г.Уичита,
Канзас, до того как сел на вынужденную посадку из-за проблем с двигателем.
В 1936 году большой двухместный самолёт, окрашенный в зелёный цвет, принял участие в проходивших в Лос-Анджелесе гонках на приз Бендикса, но вынужден был приземлиться после 10
кругов из 15, необходимых для завершения гонки. Он не принимал участия в гонках на приз Бендикса 1937 года, но снова вышел на трассу в 1938. Проклятье "не долетающего до финиша"
самолёта сработало снова, и пилот Джордж Армистед (Georg Armistead) сел на вынужденную в Винслоу, Аризона из-за сочетания проблем со встречным ветром, радиоприёмником и двигателем
до окончания гонки.
На этой неудаче спортивная карьера последнего Gee Bee завершилась, но это был ещё не конец. Один из самых известных пилотов Мексики, Франциско Сарабиа (Francisco Sarabia) приобрёл Q.E.D., отремонтировал его, и выставил под мексиканской регистрацией. Сначала казалось, что смена собственника положила конец проклятью, и 24 мая 1939 года Сарабиа установил новый
рекорд скорости на трассе Мехико - Нью-Йорк, пролетев 2350 миль за 10 часов 47 минут. Однако во время обратного перелёта, стартовавшего из Вашингтона, проклятье снова сказалось, и Сарабиа разбился после остановки двигателя на взлёте. Оставленную под капотом ветошь засосало в карбюратор, что и привело к остановке мотора.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
QED |
Размах крыла, м |
10.44 |
Длина самолета,м |
8.28 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
19.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1426 |
максимальная взлетная |
2948 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt & Whitner Hornet |
Мощность, л.с. |
1 х 675 |
Максимальная скорость, км/ч |
482 |
Крейсерская
скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|