В 1931 году было построено 2 двухместных самолёта Model Y, превосходивших по размерам более ранние Gee Bee с моторами Warner.
Первый самолёт с серийным номером YW-1, зарегистрированный сперва как NX11049 а затем как NR11049, построили для женщины - пилота, Мод Тайт ( Maude Tait).
Семья Тайт была главным спонсором компании Grenville Brosers Inc., Model Y стал чем-то вроде административного самолёта компании, и использовался Грэнвилами и Тайтами для
персональных и рабочих путешествий, а так же в качестве самолёта поддержки для гоночных машин R-серии. Для участия в гонках передняя кабина могла наглухо закрываться крышкой,
стоящий перед ней ветровой козырёк при этом складывался и убирался внутрь фюзеляжа. Пилот сидел в задней кабине. Некоторые источники утверждают, что такой особенностью обладал лишь
второй построенный Model Y, однако имеются фотографии и первой машины в одноместном варианте.
На NR11049 сначала установили двигатель Patt & Whitney R-985 Wasp Jr, мощностью в 300 л.с., но вскоре его заменили на 420 сильный Wasp.
Авиационные гонки были настолько популярными, что Мод Тайт и Расел Бордман часто участвовали в них на этом самолёте. Они редко приходили вне призовых мест, т.к. самолёт был гораздо
быстрее, чем большинство современных ему лёгких машин.
13 января 1934 года, после банкротства компании, самолёт был продан. Чуть позже при полёте над Атлантическим океаном (недалеко от Нью-Йорка) одна из лопастей винта оторвалась, в
результате возникшей вибрации двигатель сорвало с моторамы, и он отправился следом за лопастью. Самолёт упал в океан, пилоту удалось спастись.
Второй самолёт с серийным номером YL-1, зарегистрированный как NR718Y, был построен по заказу E.L. Cord Corporation, в качестве испытательной платформы для двигателя Lycoming R-680
мощностью 215 л.с., созданного их подразделением Lycoming. После завершения испытаний двигателя этот самолёт выкупил Арт Нэп (Art Knapp), который нанял инженера Боба Холла (Bob
Hall) для установки двигателя Wright Whirlwind мощностью 420 л.с., нового ветрового козырька и обтекателей на стойки шасси. Всё это было проделано без привлечения кого-либо из
братьев Грэнвилл, конструкция самолёта не усиливалась. В 1933 году обновлённый самолёт принял участие в гонках Chicago International Air Races. Во время одной из гонок самолёт
пилотировала Флоренс Клиндженсмит (Florence Klingensmith). В полёте с корневой части правого крыла оторвало большой кусок тканевой обшивки, Флоренс некоторое время удерживала
самолёт в прямолинейном полёте на высоте около 400 футов, но затем самолёт всё же свалился и упал на деревья, похоронив пилота под обломками.
Известный специалист по истории Gee Bee, Генри Хафке (Henry Haffke) утверждал, что Model Y выиграл больше гонок и принёс больше призовых денег, чем гораздо более известные гоночные
самолёты Gee Bee специальной постройки. Model Y имел размах крыла, равный 30 футам и фюзеляж длиной 21 фут. В оригинальной конфигурации с радиальным двигателем Lycoming мощностью
215 л.с. вес самолёта был около 1400 фунтов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Model Y |
Размах крыла, м |
9.14 |
Длина самолета,м |
6.40 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
12.82 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
635 |
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД Lycoming R-680 |
Мощность, л.с. |
1 х 215 |
Максимальная скорость, км/ч |
257 |
Крейсерская
скорость, км/ч |
217 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|