Первые годы авиации, время постоянных экспериментов и поиска. Аэропланы строились чаще всего наугад - аэродинамика только-только начала зарождаться. Именно в
это время появились так называемые кольцепланы. Первым стал самолёт Blériot III с эллиптическим крылом от французских пионеров авиации Луи Блерио и Габриэля
Вуазена, построенный в 1906 году. И пусть проект окончился неудачей, но у него нашлись достойные продолжатели.
В 1898 году был основан аэроклуб французского департамента Рона. Пусть этот факт не удивляет - до первого полёта самолёта было ещё 5 лет, но энтузиасты во всём
мире экспериментировали с дирижаблями мягкой конструкции, аэростатами и планерами. Среди основателей клуба был и молодой инженер-химик Клод Живодан (Claude
Givaudan). Основным
его занятием было производство моторов собственной конструкции под маркой Givaudan и моторизированных велосипедов на их базе.
Зарекомендовав себя талантливым мотористом, Живодан в 1906 году переходит на работу в более крупную фирму Vermorel Cie. Но его не покидала идея создать
собственный аэроплан. В 1909 году изобретатель проектирует летательный аппарат, которому будет суждено удивить весь авиационный мир.
Клод Живодан не стал копировать чью-то конструкцию. Вместо этого он придумал собственное оригинальное решение. Крылья аэроплана Givaudan I представляли собой
замкнутый круг, разделённый на секции перегородками. Два таких "кольца" разных размеров крепились впереди и сзади фюзеляжа самолёта. Живодан назвал такую
аэродинамическую схему tambour tandem (дословно с французского - "тандемный тамбурин/барабан") и 29 января 1909 года получил на неё патент.
Givaudan I был построен в мастерских Velmorel весной 1909 года. Фюзеляж - ферменная конструкция с местом пилота между крыльями. Двигатель в 40 лошадиных сил,
также разработанный Клодом Живоданом, вращал винт диаметром 2,5 метра. Общая длина самолёта - 5,8 метра. Шасси состояло из 4-х колёс велосипедного типа,
дополненных пружинными амортизаторами. Для управления самолётом передние колёса шасси поворачиваться, а передний "барабан" мог отклоняться от своей оси.
Оригинальная конструкция сразу привлекла к себе внимание интересующихся авиацией. Французские авиационные издания выпустили несколько статей об изобретателе и
его аэроплане. Его конструкцию называли "смелой, новаторской, революционной". Вторил французам и авторитетный американский журнал Scientific American.
Но Givaudan I не полетел. Несовершенство конструкции, её большой вес и слабый двигатель не позволили аэроплану увидеть небо. Клод Живодан попробовал изменить
конструкцию и в 1910 году был построен Givaudan II. Фактически это была помесь первой версии аэроплана и триплана. Изобретатель надеялся, что дополнив переднее
кольцо тремя крыльями, он сможет взлететь. Однако крылья были опять установлены наугад, просто прямые - они не могли оказать существенного влияния на подъёмную
силу. Второй вариант кольцелёта тоже не смог подняться в воздух.
Стоит отметить, что спустя 70 лет экспериментальным путём было доказано, что аэродинамические характеристики Givaudan I были не так уж и плохи. Французский
моделист Эммануэль Филлон построил летающую масштабную модель аэроплана Клода Живодана с резиномотором и она успешно летала. Возможно, что при более мощном
двигателе оригинал смог бы взлететь.
Кольцевые аэропланы Живодана остались в истории ещё одним примером смелой инженерной мысли на заре развития авиации. Сам же инженер получит ещё около 20
патентов на изобретения, не связанные с воздухоплаванием, и до самой своей смерти в 1945 году будет возглавлять аэроклуб Рона на юго-востоке Франции.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Givaudan II |
Размах крыла, м |
2.80 |
Диаметр кольца, м |
|
переднего |
1.50 |
заднего |
1.30 |
Длина, м |
7.00 |
Высота, м |
|
Площадь крыла, м2 |
19.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
нормальная взлетная |
360 |
Тип двигателя |
1
ПД Vermorel V8 |
Мощность, л.с. |
1 х 50 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2021
|