Уголок неба ¦ Gloster I

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация гоночные самолеты
   Gloster I
       
Разработчик: Gloster
Страна: Великобритания
Первый полет: 1923
Тип: Гоночный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Когда Гарри Фолланд (Harry Folland) задумал первоначальную конструкцию самолета Nieuport Nighthawk, он имел смутное представление о том, каким образом основа планера будет изменена и адаптирована для производства двух самолетов, один из которых должен был быть предоставлен иностранному военно-морскому флоту в качестве истребителя ПВО, а второй создавался для придания молодой авиационной фирме репутации авторов высокоскоростных машин.

Гоночный самолет Mars I был вторым из этих самолетов, превращенным Фолландом из базового Nighthawk-а в машину, единственной целью которой был полет быстрее, чем все остальное в небе и, таким образом, концентрируя внимание Министерства авиации на Gloucestershire Aircraft Company. Не могло быть никого лучше для этой работы, чем Фолланд, потому что среди его выдающихся конструкций был Nieuport Goshawk - одностоечный биплан с силовой установкой в виде несчастливого 300-сильного радиального двигателя ABC Dragonfly. Ранее эта машина установила британский рекорд скорости в 166,4 миль/ч (267,74 км/ч). Неся явные черты конструкторского почерка Фолланда, и как и многие самолеты последовавшие за ним, Mars I достиг цели своего конструктора и, учитывая прозвище машины "Bamel", завоевал большую славу для себя, своего создателя и материнской компании.

Фолланд не был первым, кто понял, что высокая скорость может быть достигнута не только за счет увеличения мощности двигателя, но и за счет уменьшения лобового сопротивления, но он больше других уделял внимания этому второму фактору. Он заменил 230-сильный ротативный двигатель Benlley B.R.2 Nighlhawk-а на более мощный прошедший официальные испытания 450-сильный 12-цилиндровый двигатель Napier Lion. Тщательное проектирование скрывало его под обтекаемым капотом. С тщательным вниманием к упорядочению таких деталей как кок винта, ось, амортизирующие пружинные рамы и выдвижной радиатор, Mars I имел очень высокую максимальную скорость.

Задуманный и построенный менее чем за четыре недели, отчасти в связи с использованием шасси, хвостовой части фюзеляжа и оперения Nighthawk-а, Mars I был одностоечным бипланом, похожим на Goshawk с I-образными биплаными стойками и с элеронами, установленными только на консолях нижнего крыла. Прямоугольные законцовки нижнего крыла резко контрастировали с закругленными законцовками верхнего.

Построенный почти полностью из дерева, фюзеляж имел ясеневые лонжероны с еловыми раскосами и легкими деревянными обтекателями для придания формы; он был покрыт полотном и усилен Emailite X для дополнительной жесткости. Еловые стойки шасси были прикреплены к нижним металлическим лонжеронам связями, что позволяло небольшое смещение во время монтажа. Бипланые стойки, прикрепленные к выемкам ясеневых лонжеронов крыла расширяющимися стойками из орехового дерева, были также из ели. Ясеневые рамы крепления двигателя поддерживались многочисленными опорами, укрепленными диагональными стальными трубами.

Сделав 20 июня 1920 года свой первый полет в Хасслкоте (Hucclecote), самолет завершил первые испытания настолько успешно, что был внесен с списки участников ежегодных британских авиационных гонок.

17 июля окрашенный серебром и с красными буквами регистрации G-EAXZ и гоночным номером 21 у всех четырех законцовках консолей крыльев и на руле направления, Mars I, пилотируемый тест-пилотом компании Дж.Х.Джейсом (J. H. James), выиграл гонку и кубок Гонок (Handicap Cup) со скоростью 163,3 миль/ч (262,75 км/ч). Это было больше на 10 миль/ч (16,09 км/ч), чем скорость достигнутая победителем предыдущего года Martinsyde Semi-Quaver.

Эта великая победа Mars I вдохновила команду фирмы Gloster, которая приступила к переработке своей конструкции в рамках подготовки к гонкам на приз Дейтш-де-ля-Мерт, состоявшимся в Виллесаваж (Villesauvage), Этамп, Франция. Площадь крыла была сокращена до 180 фт? от первоначальной 205 фт? и потому, что ранее площадь радиатора не была достаточно большой, чтобы полностью использовать доступную мощность двигателя Lion. Когда самолет прибыл во Францию, этот радиатор был удален и на их места были установлены "ловушки для омаров" Ламблена.

Эти и другие изменения дали увеличение максимальной скорости на несколько миль в час, но неудачи в состыковке полотняной обшивки крыльев, предотвратив участие Mars I в окончании мероприятий. После гонок G-EAXZ был возвращен в Саннингэнд (Sunningend), где, опять же, он был модифицирован. Были удалены один радиатор и 20 фт? площади крыла, аэродинамически чистые обтекатели были установлены позади колес, верхний блок цилиндров Lion-а получили обтекаемую форму, так же были удалены многие небольшие наросты. Наконец, он был перекрашен - фюзеляж в глянцевый синий цвет и в цвет слоновой кости крылья, оперение, шасси и регистрационный номер. В таком виде 12 декабря 1921 года прилетел в Экспериментальный центр авиации ВВС Великобритании в Мартлешэме (Martlesham), где, неделю позднее, когда был оснащен дополнительными приборами, которые включали указатель температуры радиатора и ареометр, он установил новый британский рекорд скорости 196,4 миль/ч (316 км/ч).

Несмотря на то, что Фолланд являлся ожесточенным защитником бипланой схемы, он всегда иискал средства для сведения сопротивления к минимуму: так для авиационных гонок 1922 года два обтекателя колес были удалены, один радиатор Ламблена был переоборудован, были увеличены площади руля направления и киля. 7 августа снова управляемый Джеймсом, Mars I вернулся домой победителем, установив скорость в 177,85 миль/ч (286,16 км/ч). 30 сентября того же года Gloucestershire Aircraft вновь включил G-EAXZ в число участников гонок в Виллесаваж и в рамках этой подготовки площадь крыла была сокращена еще больше, к сожалению карты Джеймса во время конкурса была выдуты из кабины, и он сбился с пути, так что эффективность этих мер так и не была показана. Тем не менее, Mars I совершил попытку установления мирового рекорда скорости на дистанции в 1 км и, хотя скорость была развита в 212 миль/ч (341,1 км/ч), что было на 4 км/ч меньше, чем необходимо для установления нового рекорда, поэтому предыдущий рекорд, поставленный французами остался непобитым, а попытка оказалась неудачной.

Это дальнейшее сокращение площади крыла, конечно, способствовали увеличению максимальной скорости, но вместе с тем привело к увеличению скорости сваливания, достигшей 70 миль/ч (112,63 км/ч). Тем не менее, крылья большей площади были установлены, когда Mars I был отправлен в Мартлешэм, где на нем летал один из пилотов института флайт-лейтенант Р.А. де Хага Нейг (R. A. de Haga Haig), установившего 23 августа 1923 года рекорд скороподъемности. В Свидетельстве характеристик Королевского аэроклуба самолету G-EAXZ приписывалась скороподъемность 2390 фт/мин (12,14 м/с) на 5000 фт (1524 м) и 854 фт/мин (4,34 м/с) на 19500 фт (5943,6 м), которая была достигнута за 11 мин 34 сек.

Перед участием в авиационных гонках 6 августа 1923 года планер Mars I существенно модифицирован: крыло было полностью перестроено с другими нервюрами, давшими новый профиль, и размахом крыла в 20 фт (6,09 м), топливный бак был перенесен из своего положения над фюзеляжем в его внутреннюю часть, давая пилоту значительное улучшение обзора вперед, хвостовое оперение было изменено, был сохранен только один радиатор Ламблена и был установлен более мощный двигатель Lion мощностью 530 л.с.. В таком виде он был переименован в Gloster I. Несмотря на серьезную утечку масла, самолет под управлением Ларри Картера (Larry Carter) пришел к победе со скоростью 192,4 миль/ч (309,57 км/ч). После гонок G-EAXZ был направлен в экспериментальный отдел Gloucestershire Aircraft Company, который использовал его для летных испытаний различных устройств гоночного гидросамолета Gloster II. Министерство авиации ранее договорилось о покупке самолета-победителя 1923 года и, наконец, после авиационных гонок 12 декабря этого года после некоторого торга самолет был куплен за ?3000. Он был переведен в ВВС, был зачислен в состав и получил номер J7234. Установленный на поплавки, он служил в Феликстоу (Felixstowe) с мая 1925 года в качестве тренировочного, чтобы пилоты школы высокоскоростных полётов могли получить ценный опыт при подготовке к участию в шнейдеровских гонках 1925 и 1927 годов. с целью повышения характеристик на машине был выполнен ряд изменений, которые включали расширительный бак на верхнем крыле и поверхностные радиаторы на верхнем и нижнем крыльях. В конечном итоге он был отправлен на слом в 1927 году.






 ЛТХ:
Модификация   Gloster I
Размах крыла, м   6.10
Длина самолета,м   7.01
Высота самолета,м   2.84
Площадь крыла,м2   15.33
Масса, кг  
  пустого самолета   894
  максимальная взлетная   1202
Тип двигателя   1 ПД Napier Lion
Мощность, л.с.   1 х 530
Максимальная скорость, км/ч   354
Крейсерская скорость, км/ч   305
Практическая дальность, км  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   1


 Доп. информация :


 Фотографии:

 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster Mars I
 Gloster I
 Gloster I
 Gloster I

 Схемы:

 Gloster I

 



 

Список источников:

Альтернативная история. Иван Бякин. Гоночные самолеты фирмы Gloster 20-х годов. Gloster I
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Putnam. H.A.Taylor. Gloster Aircraft Since 1917
Derek James. Gloster Aircraft Company
Aeroplane Monthly 1989-07. Ken Wixey. Folland's racers
L'Aerophile 1922-01-01. Coupe Henry Deutsch de la Meurthe


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: