Уголок неба ¦ Curtiss Goupil Duck

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Goupil Duck
       
Разработчик: Curtiss
Страна: США
Первый полет: 1916
Тип: Легкий самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Молодой инженер Гленн Кёртисс (Glenn Curtiss), как и многие другие авиастроители, начинал с велосипедов и мотоциклов.

На заре своей авиационной карьеры он переделывал мотоциклетные двигатели для использования на аэропланах, а в 1908 году спроектировал свой первый самолёт. Для управления по крену он применил не перекос крыльев, а отдельные управляющие плоскости - элероны. Казалось бы, совсем другое инженерное решение, не имеющее никакого отношения к перекашиванию, описанном в патенте братьев Райт, но те всё равно отправили Кёртиссу письмо, в котором предупреждали, что его самолёт нарушает права братьев, и запрещали тому летать или продавать свои самолёты.

Кёртисс предупреждению не внял, продолжал строить весьма успешные аэропланы (попутно оформляя патенты уже на свои изобретения, с целью использования их в войне против Райт), и в 1913 году получил от Wright company иск на круглую сумму. Суд компания выиграла, но Кёртисс сдаваться не собирался и подал апелляцию. Он планировал оспорить приоритет братьев в качестве первопроходцев управляемого полёта и, таким образом, доказать неправомочность их патента.

В общем, все основания для этого были: успешные попытки полёта предпринимались и до братьев, да и перекос крыла и даже элероны использовались ещё на воздушных змеях, беда была в том, что все эти попытки и технические решения не были должным образом задокументированы. Так что с чисто бюрократической точки зрения Орвилл и Уилбур, вовремя озаботившиеся правильным оформлением своих достижений, были первыми.

И тогда Кёртисс решил пойти самым наглядным и надёжным путём.

Ещё в 1883 году французский изобретатель и теоретик аэронавтики Александр Гупиль  (Alexandre Goupil) спроектировал летательный аппарат, приводимый в движение паровой машиной. Натурный образец построен не был, возможно из-за отсутствия подходящей силовой установки, но безмоторный планер был успешно испытан и смог поднять в воздух двух человек.

Так вот, в 1916 году Кёртисс построил самолёт по проекту Гупиля. Выглядел он невероятно архаично даже для тех лет. Вместо парового двигателя Кёртисс поставил двигатель внутреннего сгорания (100-сильный Curtiss OXX-6) - прогресс всё же не стоял на месте.

Вначале Кёртисс планировал взлетать с воды, однако вес и сопротивление поплавков, на которые был установлен самолёт, оказались слишком велики. Тогда шасси заменили на колёсное, и Curtiss Goupil Duck полетел. Как полетел, это второй вопрос, но тем не менее он смог оторваться от земли и вполне успешно приземлиться.

Впрочем, суд эта демонстрация не удовлетворила, Кёртисс снова проиграл.

Патентные войны совершенно катастрофическим образом сказались на развитии аэронавтики в Америке. К моменту вступления США в Первую мировую войну у них не было ни одного самолёта, хоть отдалённо приближавшегося по характеристикам к европейским. Американский экспедиционный корпус вынужден был использовать самолёты французского производства.

Аховое положение заставило правительство США пойти на жёсткие меры: в 1917 году все патенты были объединены в единый пул, а фирмы, занимавшиеся производством самолётов, обязали вступить в Ассоциацию авиапроизводителей. Производители имели право использовать любые решения, описанные в патентах, а взамен платили небольшую пошлину за каждый произведённый самолёт. Затем эти средства распределялись между держателями патентов.

Впрочем, и это решение продержалось всего год: к 1918 году патентная война между Wright Company и Curtiss Aeroplane and Motor Company закончилась сама собой: Уилбур Райт умер ещё в 1912 году, а Орвилл продал свою долю в Wright Company в 1915 году и отошёл от дел. Новые же владельцы компании объединились с другим авиапроизводителем, Гленном Мартином, и не видели никакого смысла столь же ревностно следить за правомочностью использования патентов.

В 1929 году Curtiss Aeroplane and Motor Company объединилась c Wright-Martin Company, в результате чего появилась Curtiss-Wright Corporation, существующая и по сей день







 ЛТХ:
Модификация   Goupil Duck
Размах крыла, м   6.20
Длина самолета,м  
Высота самолета,м  
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета  
  максимальная взлетная  
Тип двигателя   1 ПД Curtiss OOX-6
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч  
Продолжительность полета, ч.мин  
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   11


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первоначальный вид Goupil Duck
 Колесный Goupil Duck
 Колесный Goupil Duck

 



 

Список источников:

Feldgrau.info. Curtiss-Goupil Duck
Aerofiles.com. Curtiss
Putnam. P.Bowers. Curtiss Aircraft 1907-1947
1000aircraftphotos.com. No. 6100. Curtiss-Goupil Duck


Уголок неба. 2017 



 

  Реклама: