Говард Робард Хьюз (Howard Robard Hughes) был очень яркой личностью своего времени: мультимиллионер, владелец высокотехнологичной компании по производству бурового оборудования Hughes Tool Co, успешный кинопродюсер, режиссер, спортсмен и с 1927 года авиатор. В описании его жизни иногда выделяют признаки некоторых странных черт
характера, но следует сказать, что Говард Хьюз целенаправленно шел к реализации своих идей и не пасовал перед препятствиями. После окончания Второй Мировой
войны его бизнес, точнее авиастроительное отделение Hughes Aircraft, сосредоточилось на вертолетах и ракетах, где вновь добилось значительных успехов. В конце
своей жизни Говард Хьюз из страха перед инфекциями стал затворником и в 1976 году умер в очень плохом психическом состоянии.
Но вернемся в 1927 год, когда влюбившийся в авиацию Говард Хьюз был молод и полон сил и амбиций. Он любил скоростные самолеты и приобрел некоторые из них.
Самыми быстрыми в коллекции Хьюза были цельнометаллические низкопланы конструкции Джона Нортропа: сначала Alpha, а затем и Gamma, которые ранее принадлежали
знаменитой женщине-пилоту Жаклин Кокран. Полеты на этих быстрых самолетах были отличной тренировкой для человека, стремившегося установить мировой рекорд
скорости. В то время абсолютный рекорд скорости принадлежал гидросамолету Macchi MC-72, но о его побитии не могло быть и речи. Однако оставался рекорд скорости
самолетов наземного базирования.
Говард Хьюз системно подошел к побитию рекорда. У Хьюза были тесные контакты с компанией Lockheed, из которой ему удалось переманить превосходного конструктора
Ричарда (Дика) У. Палмера (Richard [Dick] W. Palmer). На должность начальника производства был приглашен Гленн Одекирк (Glenn Odekirk), который вместе с
Палмером собрал команду лучших специалистов по проекторованию и производству. Для работы команды Говард Хьюз в большом центральном терминале аэропорта города
Глиндейл (Glendale), штат Калифорния, нанял большой ангар (в те годы его называли ангаром Чарльза Бэбба [Charles Babb]). Выданное Хьюзом в 1934 году техническое
задание было очень простым: создать самый быстрый в мире самолет с колесным шасси.
Хьюз не был авиаконструктором, но у него было понимание аэродинамики и красоты самолета, и потому он часто вмешивался в работу Палмера. Нельзя сказать, что
вмешательство Хьюза было вредным или бесполезным. Результатом работы стал необычайно изящный для своего времени самолет. Машина имела цельнометаллический
дюралюминиевый полумонококовый фюзеляж с гладкой работающей обшивкой и потайной клепкой. Для достижения максимальной гладкости поверхности крыло самолета было
цельнодеревянным. Фанерная обшивка была отшлифована так, чтобы она равномерно уменьшалась от корневых частей к законцовкам. После шлифовки крыло было оклеено
шелком, который использовался в обшивке воздушных шаров; шелк несколько раз был пролачен, отшлифован и в конечном итоге навощен до зеркального блеска. Говард
Хьюз лично проверял, что заглубленные винты, использовавшиеся для скрепления переходных листов, имели пазы с направлением вдоль линии полета. Поскольку у Хьюза
в отношении самолета были далеко идущие планы, то для него были разработаны два крыла: с меньшим размахом для установлении рекорда скорости и с большим для
скоростных полетов на большие расстояния.
Силовая установка самолета состояла из одного радиального двухрядного 14-цилиндрового двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-SA1G Twin Wasp
Junior, мощность которого была увеличена с 700 л.с. (515 кВт) до 1000 л.с. (735 кВт), и двухлопастного автоматического воздушного винта компании Hamiltom
Standard. Двигатель получил капот НАКА и возможно впервые в истории авиации выхлопные патрубки, создававшие реактивную тягу. Шасси самолета было убирающимся.
Основные стойка, расстояние между которыми составляло три метра, убирались в направлении оси самолета в ниши, расположенные в крыле и фюзеляже. Хвостовая опора
убиралась в фюзеляж.
Несмотря на то, что по требованию Говарда Хьюза постройка самолета и доводочные процедуры выполнялись в строгой тайне, он, возможно для подогрева ажиотажа
публики, опубликовал результаты испытаний модели машины в аэродинамической трубе калифорнийского технологического института. В публикации указывалась
возможность достижения скорости 585 км/ч. Работы по созданию самолета шли ударными темпами, и в августе 1935 года Hughes H-1 был выкатан из арендованного Хьюзом
ангара. Самолет был оснащен выкрашенным в синий цвет крылом малого размаха, на которое был нанесен номер гражданской регистрации NX258Y.
17 августа 1935 года Говард Хьюз поднял H-1 в небо, тем самым заложив традицию лично облетывать созданные им самолеты. Проблем в первом полете обнаружилось на
удивление мало и после второго полета, состоявшегося 28 августа, Хьюз стал готовиться к побитию рекорда скорости. 12 сентября состоялась первая попытка
установления рекорда. Полеты начались во второй половине дня, и наступившие сумерки быстро их прервали.
На следующий день 13 сентября 1935 года самолета был доставлен на стартовую площадку аэродрома города Санта-Анна, и на этот раз попытка была успешной. Говард
Хьюз пролетел четыре раза над трехкилометровой мерной линией, и полный энтузиазма по поводу очевидного успеха сделал над трассой еще два прохода. Однако Хьюз
забыл о строго ограниченном запасе топлива и после остановки двигателя был вынужден совершить посадку с убранным шасси на свекольное поле. Повреждения самолета
было настолько незначительными, что комитет ФАИ признал рекорд скорости 567,11 км/ч.
Еще одним рекордом, установленным самолетом Hughes H-1, стал рекорд скорости трансконтинентального перелета с востока на запад. Перед этим перелетом самолет
должен был быть оснащен крылом большего размаха, и переоборудование H-1 заняло много времени. Пока машину переоснащали, Говард Хьюз в январе 1936 года на
Northrop Gamma совершил тренировочный перелет из Бербанка, штат Калифорния, и Ньюарк, штат Нью-Джерси, продолжительностью 9 часов 26 минут 10 секунд. Чуть позже
он за 4 часа 21 минуту 32 секунды преодолел расстояние между Майами и Нью-Йорком, а в мае того же года Хьюз совершил перелет из Чикаго в Глиндейл за 8 часов 10
минут 25 секунд. Все эти полеты были рекордными.
20 января 1937 года Говард Хьюз вылетел на своем H-1 NR258Y из Бербанка чтобы приземлиться в Ньюарке с сенсационным временем 7 часов 28 минут 25 секунд, что
составляло среднюю скорость 534 км/ч. К загадкам личности Хьюза следует отнести тот факт, что после полета до закрыл H-1 в ангаре и никогда больше не летал на
этом самолете. Так же отказался от участия в национальных авиагонках, узнав о желании других участников преподнести ему памятный адрес. Только в 1975 году после
долгих переговоров удалось получить согласие на передачу H-1 национальному музею авиации и космонавтики в Вашингтоне, где машина была представлена в авиационной
галерее. Перед тем как ввести H-1 в экспозицию музея авиации и космонавтики самолет некоторое время демонстрировался в смитсоновском музее.
В заключение следует сказать, что позднее Говард Хьюз участвовал в создании других не менее сенсационных самолетов, но это, впрочем, уже совершенно другая
история.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
H-1 |
Размах крыла, м |
9.67 |
Длина самолета,м |
8.23 |
Высота самолета,м |
2.40 |
Площадь крыла,м2 |
12.80 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1620 |
максимальная взлетная |
2496 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt & Whitney R-1535 |
Мощность, л.с. |
1 х 700 |
Максимальная скорость, км/ч |
567 |
Крейсерская скорость, км/ч |
450 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2023
|