В 20-х годах прошлого
столетия спортивная авиация Латвии была объединена в
аэроклуб "Лидотаю Биедриба", имевший летную школу в Риге и мастерские по
постройке спортивных самолетов в Даугавпилсе. Первым спортивным пилотом
независимой Латвии считается Николаус Пулиньш (Nikolajs Pūliņš).
Он же
совместно с Рудольфом Витолом построили в 1923 году
первый спортивный самолет, названный по первой букве фамилии его
создателя Р-1. Это был легкий одноместный биплан с двигателем Anzani,
мощностью в 25 л.с. Весной 1924 году пилот
Лаздиньш, выполняя на нем демонстративный полет, потерпел катастрофу.
Летчик не пострадал, но самолет полностью был разрушен.
Пулиньш
приступил к разработке нового самолета. На этот раз его соавтором стал Карлис
Ирбитис (Kārlis Irbītis), студент государственного техникума. К лету 1925 года
самолет был готов. Событие совпало с окончанием Ирбитисом учебы в
техникуме и получении диплома. Самолет получил название Р-2.
Это был
первый самолет в многочисленной плеяде последующих самолетов К. Ирбитиса.
Основным разработчиком самолета был именно он и начиная именно с этого
самолета начинается отсчет, созданных им машин, которые стали
обозначаться буквой "I".
P-2 стал I-1 Spriditis.
Это был легкий одноместный моноплан с трехцилиндровым двигателем Anzani
в 25 л.с., существовал в единственном экземпляре, в 1926 году
исчез с поля зрения.
В следующем году Ирбитис и Пулиньш
построили похожий самолет I-2 Ikars (или
P-3). От I-1 он
отличался двухместной кабиной и шестицилиндровым двигателем
Anzani мощностью 45 л.с. Первый полет совершен
старшим лейтенантом Ольгертсом Пукше 7 сентября 1926 года.
I-2
стал первым самолетом гражданской авиации Латвии,
получившим официальное обозначение Латвии - YL-AAA. В 1930 году его
перестроили в более совершенный I-5.