К пантеону пионеров болгарского самолетостроения причислен и
Асен Христов Йорданов. Это имя известно многим людям в мире, связанным с авиацией. Об этом
человеке можно написать целые тома, поскольку его жизнь и все то, что он дал
авиации, настолько богаты, что в несколько строк невозможно вместить одни только
заглавия книг, которые он написал.
Асен Христов Йорданов родился 2 сентября 1896 г. в Софии. Он - сын одного из
наиболее образованных болгар того времени. Его отец - доктор Христо Йорданов
защитил докторат по химии в Роштоке, окончил политехнический университет в
Штутгарте, а затем проходил специализацию в Аахенском политехническом институте.
Он свободно владел русским, французским, немецким, итальянским и турецким
языками. Асен Йорданов рос в высокоинтеллектуальной среде и получил широкую
общую культуру. Мальчик обладал острым умом, был наблюдательным и
предприимчивым. Еще в детстве он научился управлять автомобилем. В 1912 году его
отец, имея большие материальные возможности, организует для Асена
самостоятельное путешествие по Европе, чтобы развить у него уверенность и дать
возможность усовершенствовать французский язык. Прибыв пятнадцатилетним юношей
во Францию, Асен Йорданов сразу же попадает в школу Луи Блерио близ Парижа, где
в это время обучаются болгарские авиаторы Симеон Петров, Христо Топракчиев и
Никифор Богданов. Там он на собственные средства начинает обучаться на пилота.
Но начинается Балканская война, и все спешно возвращаются в Болгарию. Асен не
подлежит военной мобилизации, но отправляется добровольцем. Ведь он сын своего
отца! А отец - д-р Христо Йорданов тоже был добровольцем в 1885 году в
сербско-болгарской войне. Асен Йорданов назначен в Первое аэропланное отделение
шофером на мобилизованном "Форде" своего отца. Но большую часть времени юноша
проводит возле самолетов, среди летчиков и авиатехников, помогает им, чем может,
а в свободные минуты забирается на самолеты, делает наброски, рисует, измеряет.
После войны, пользуясь пониманием и материальной поддержкой своего отца, Асен
Йорданов приступает к строительству самолета собственной конструкции. Это -
биплан с двигателем, расположенным спереди, и с тянущим винтом. До этого
болгарская авиация располагала лишь бипланами-пуссерами, у которых двигатель
расположен сзади и винт - толкающий.
При стремительном наступлении болгарской армии в первый период Балканской войны
взяты в плен два совершенно новых моноплана "Харлан", которые однако не
используются нашими авиаторами в ходе боевых действий. С одного из трофейных
самолетов Асен Йорданов получает двигатель "Аргус", радиатор, винт "Гаруда" и
колеса. Все остальное изготавливает сам с помощью авиатехника Григора Найденова.
Спустя почти целый год работы самолет "Диплан Йорданов-1" готов. Асен выруливает
на нем как на автомобиле, но не решается взлететь. Наконец, один из военных
пилотов, поручик Гаврил Стоянов взлетает на этом самолете и чудом остается
живым. Вылезя из самолета, он закуривает и, не сказав ни слова, пешком
отправляется из Божуриште в Софию (15 км!).
10 августа 1915 г. на самолете вылетает первый болгарский боевой пилот - капитан
Радул Милков. Только через 80 м разгона машина отделяется от земли и уверенно
начинает набирать высоту. Но на высоте 50 метров от земли, когда капитан Милков
начинает делать разворот, самолет неожиданно резко ныряет вниз и лишь благодаря
самообладанию пилота полет не завершается катастрофой. Овладев самолетом,
капитан Милков поднимает его на 100 метров и, сделав широкий и плавный круг,
благополучно совершает посадку. По его указанию все стойки и обтягивающие кабели
проверяются и натягиваются. Лично проверив натянутость кабелей, Радул Милков
взлетает вновь. На этот раз самолет ведет себя послушно.
После полета летчик обнимает молодого авиаконструктора. Асен Йорданов чувствует
себя на седьмом небе от счастья!
В награду за успешный дебют капитан Милков берет его с собой в самолет и оба
пролетают расстояние от аэродрома Божуриште до старого аэродрома близ
центрального железнодорожного вокзала.
Позднее перед специальной комиссией Военного министерства выполняются новые
полеты, и в результате в специально составленном протоколе самолет признан как
изобретение Асена Йорданова. Молодой конструктор добавляет к самолету
специальное антиштопорное устройство, чтобы предохранить молодых летчиков от
этого опасного явления. Кроме того, в протоколе отмечено, что 10 августа будет
считаться Днем болгарского самолетостроения. Самолет выставлен на всенародное
обозрение в центре Софии, в царском манеже, а позднее зачислен в аэропланное
училище, и на нем выполняются учебные полеты.
Начинается Первая мировая война. Асен Йорданов поступает в Военное училище и
готовится стать боевым пилотом. По окончании Училища служит летчиком в авиации
Македонского фронта, принимает участие в воздушных боях и заканчивает войну
кавалером офицерского креста "За храбрость".
После Нейского договора он демобилизуется и в лишенной самолетов Болгарии
работает шофером грузовика на каменноугольной шахте.
В 1922 году Американский аэроклуб объявляет конкурс-состязание вокруг света по
маршруту Нью-Йорк - Токио - Пекин - Дели - Багдад - Рим - Париж - Лондон -
Нью-Йорк общей протяженностью 33 564 км. Самолеты для полета обеспечивают
организаторы.
Асен Йорданов и его боевой товарищ с фронта пилот Александр Стоянов, получив
финансовую поддержку со стороны государства, уезжают в США. Но в Нью-Йорке их
ожидает горькое разочарование: они являются единственными кандидатами. Александр
Стоянов возвращается на родину, но Асен Йорданов решает остаться в Соединенных
Штатах.
Жизнь молодого болгарского летчика в Америке могла бы послужить великолепным
сценарием для фильма. Сначала он работает чистильщиком снета на улицах
Нью-Йорка. Но он ведь шофер, а в Америке автомобиль уже в массовом порядке
входят в жизнь американцев. Асен Йорданов предлагает установить в передней части
грузовика большую металную лопату под углом и таким образом счищать снег -
быстро и легко. Позднее, уже усвоив английский язык, которым он в конечном счете
овладел в совершенстве, Йорданов поступает на работу чертежником в авиационный
концерн "Кэртис". После интересных приключений, во время которых он
демонстрирует перед летчиками-испытателями "Кэртиса" невероятные номера, Асен
Йорданов становится летчиком-испытателем, летчиком-инструктором испытателей,
летчиком-педагогом. Получив образование авиаинженера, А. Йорданов изучает также
и химию, физику, радиотехнику, проявляя тем самым многосторонние интересы
одаренной личности. Дальнейшая деятельность А. Йорданова в США настолько разносторонна, что здесь мы могли бы отметить лишь некоторые наиболее
значительные его достижения.
В качестве руководителя созданного им конструкторского бюро "Джорданов Ейвиейшэн
Корпорейшэн" - АС, А. Йорданов принимает участие в разработке многих самолетов
различных фирм, обратившихся за услугами к АС. Следует отметить Локхийд П-38,
Кэртис П-43, Дуглас ДЦ-3, Боинг Б-17, Боинг Б-29.
Асен Йорданов проявляет себя не только как авиаконструктор, но и как неутомимый
авиационный педагог. Его учебные фильмы по методике полета, заснятые на
киностудине "Парамаунт" под заглавием "Эльмар учится летать" являются
уникальными и служат образцом для многих авторов впоследствии. А целая серия его
книг превращается в библию для американских летчиков. И не только американских.
Книга А. Йорданова "Your Wings" ("Ваши крылья") дважды - в 1937 и 1939 гг. -
издается в СССР Эта книга является полным пособием по подготовке пилотов к
ночным полетам и полетам в сложных метеорологических условиях - нечто новое, что
только начинало осваиваться в авиации к тому времени. К сожалению, ни эта книга,
ни остальные его работы не переведены и не изданы в Болгарии.