Уголок неба ¦ Йорданов-1

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная довоенная авиация легкая авиация
   Йорданов-1
       
Разработчик: Йорданов
Страна: Болгария
Первый полет: 1915
Тип: Легкий многоцелевой самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


К пантеону пионеров болгарского самолетостроения причислен и Асен Христов Йорданов. Это имя известно многим людям в мире, связанным с авиацией. Об этом человеке можно написать целые тома, поскольку его жизнь и все то, что он дал авиации, настолько богаты, что в несколько строк невозможно вместить одни только заглавия книг, которые он написал.

Асен Христов Йорданов родился 2 сентября 1896 г. в Софии. Он - сын одного из наиболее образованных болгар того времени. Его отец - доктор Христо Йорданов защитил докторат по химии в Роштоке, окончил политехнический университет в Штутгарте, а затем проходил специализацию в Аахенском политехническом институте. Он свободно владел русским, французским, немецким, итальянским и турецким языками. Асен Йорданов рос в высокоинтеллектуальной среде и получил широкую общую культуру. Мальчик обладал острым умом, был наблюдательным и предприимчивым. Еще в детстве он научился управлять автомобилем. В 1912 году его отец, имея большие материальные возможности, организует для Асена самостоятельное путешествие по Европе, чтобы развить у него уверенность и дать возможность усовершенствовать французский язык. Прибыв пятнадцатилетним юношей во Францию, Асен Йорданов сразу же попадает в школу Луи Блерио близ Парижа, где в это время обучаются болгарские авиаторы Симеон Петров, Христо Топракчиев и Никифор Богданов. Там он на собственные средства начинает обучаться на пилота.

Но начинается Балканская война, и все спешно возвращаются в Болгарию. Асен не подлежит военной мобилизации, но отправляется добровольцем. Ведь он сын своего отца! А отец - д-р Христо Йорданов тоже был добровольцем в 1885 году в сербско-болгарской войне. Асен Йорданов назначен в Первое аэропланное отделение шофером на мобилизованном "Форде" своего отца. Но большую часть времени юноша проводит возле самолетов, среди летчиков и авиатехников, помогает им, чем может, а в свободные минуты забирается на самолеты, делает наброски, рисует, измеряет.

После войны, пользуясь пониманием и материальной поддержкой своего отца, Асен Йорданов приступает к строительству самолета собственной конструкции. Это - биплан с двигателем, расположенным спереди, и с тянущим винтом. До этого болгарская авиация располагала лишь бипланами-пуссерами, у которых двигатель расположен сзади и винт - толкающий.

При стремительном наступлении болгарской армии в первый период Балканской войны взяты в плен два совершенно новых моноплана "Харлан", которые однако не используются нашими авиаторами в ходе боевых действий. С одного из трофейных самолетов Асен Йорданов получает двигатель "Аргус", радиатор, винт "Гаруда" и колеса. Все остальное изготавливает сам с помощью авиатехника Григора Найденова.

Спустя почти целый год работы самолет "Диплан Йорданов-1" готов. Асен выруливает на нем как на автомобиле, но не решается взлететь. Наконец, один из военных пилотов, поручик Гаврил Стоянов взлетает на этом самолете и чудом остается живым. Вылезя из самолета, он закуривает и, не сказав ни слова, пешком отправляется из Божуриште в Софию (15 км!).

10 августа 1915 г. на самолете вылетает первый болгарский боевой пилот - капитан Радул Милков. Только через 80 м разгона машина отделяется от земли и уверенно начинает набирать высоту. Но на высоте 50 метров от земли, когда капитан Милков начинает делать разворот, самолет неожиданно резко ныряет вниз и лишь благодаря самообладанию пилота полет не завершается катастрофой. Овладев самолетом, капитан Милков поднимает его на 100 метров и, сделав широкий и плавный круг, благополучно совершает посадку. По его указанию все стойки и обтягивающие кабели проверяются и натягиваются. Лично проверив натянутость кабелей, Радул Милков взлетает вновь. На этот раз самолет ведет себя послушно.

После полета летчик обнимает молодого авиаконструктора. Асен Йорданов чувствует себя на седьмом небе от счастья!

В награду за успешный дебют капитан Милков берет его с собой в самолет и оба пролетают расстояние от аэродрома Божуриште до старого аэродрома близ центрального железнодорожного вокзала.

Позднее перед специальной комиссией Военного министерства выполняются новые полеты, и в результате в специально составленном протоколе самолет признан как изобретение Асена Йорданова. Молодой конструктор добавляет к самолету специальное антиштопорное устройство, чтобы предохранить молодых летчиков от этого опасного явления. Кроме того, в протоколе отмечено, что 10 августа будет считаться Днем болгарского самолетостроения. Самолет выставлен на всенародное обозрение в центре Софии, в царском манеже, а позднее зачислен в аэропланное училище, и на нем выполняются учебные полеты.

Начинается Первая мировая война. Асен Йорданов поступает в Военное училище и готовится стать боевым пилотом. По окончании Училища служит летчиком в авиации Македонского фронта, принимает участие в воздушных боях и заканчивает войну кавалером офицерского креста "За храбрость".

После Нейского договора он демобилизуется и в лишенной самолетов Болгарии работает шофером грузовика на каменноугольной шахте.

В 1922 году Американский аэроклуб объявляет конкурс-состязание вокруг света по маршруту Нью-Йорк - Токио - Пекин - Дели - Багдад - Рим - Париж - Лондон - Нью-Йорк общей протяженностью 33 564 км. Самолеты для полета обеспечивают организаторы.

Асен Йорданов и его боевой товарищ с фронта пилот Александр Стоянов, получив финансовую поддержку со стороны государства, уезжают в США. Но в Нью-Йорке их ожидает горькое разочарование: они являются единственными кандидатами. Александр Стоянов возвращается на родину, но Асен Йорданов решает остаться в Соединенных Штатах.

Жизнь молодого болгарского летчика в Америке могла бы послужить великолепным сценарием для фильма. Сначала он работает чистильщиком снета на улицах Нью-Йорка. Но он ведь шофер, а в Америке автомобиль уже в массовом порядке входят в жизнь американцев. Асен Йорданов предлагает установить в передней части грузовика большую металную лопату под углом и таким образом счищать снег - быстро и легко. Позднее, уже усвоив английский язык, которым он в конечном счете овладел в совершенстве, Йорданов поступает на работу чертежником в авиационный концерн "Кэртис". После интересных приключений, во время которых он демонстрирует перед летчиками-испытателями "Кэртиса" невероятные номера, Асен Йорданов становится летчиком-испытателем, летчиком-инструктором испытателей, летчиком-педагогом. Получив образование авиаинженера, А. Йорданов изучает также и химию, физику, радиотехнику, проявляя тем самым многосторонние интересы одаренной личности. Дальнейшая деятельность А. Йорданова в США настолько разносторонна, что здесь мы могли бы отметить лишь некоторые наиболее значительные его достижения.

В качестве руководителя созданного им конструкторского бюро "Джорданов Ейвиейшэн Корпорейшэн" - АС, А. Йорданов принимает участие в разработке многих самолетов различных фирм, обратившихся за услугами к АС. Следует отметить Локхийд П-38, Кэртис П-43, Дуглас ДЦ-3, Боинг Б-17, Боинг Б-29.

Асен Йорданов проявляет себя не только как авиаконструктор, но и как неутомимый авиационный педагог. Его учебные фильмы по методике полета, заснятые на киностудине "Парамаунт" под заглавием "Эльмар учится летать" являются уникальными и служат образцом для многих авторов впоследствии. А целая серия его книг превращается в библию для американских летчиков. И не только американских. Книга А. Йорданова "Your Wings" ("Ваши крылья") дважды - в 1937 и 1939 гг. - издается в СССР Эта книга является полным пособием по подготовке пилотов к ночным полетам и полетам в сложных метеорологических условиях - нечто новое, что только начинало осваиваться в авиации к тому времени. К сожалению, ни эта книга, ни остальные его работы не переведены и не изданы в Болгарии.



 ЛТХ:
Модификация   Йорданов-1
Размах крыла, м    
  верхнего   14.00
  нижнего   12.00
Длина самолета,м   8.50
Высота самолета,м   3.50
Площадь крыла,м2  
Масса, кг  
  пустого самолета   580
  максимальная взлетная   780
Тип двигателя   1 ПД Argus
Мощность, л.с.   1 х 100
Максимальная скорость, км/ч   85
Крейсерская скорость, км/ч  
Практическая дальность, км  
Скороподъемность, м/мин   62.5
Практический потолок, м  
Экипаж, чел   2


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Йорданов-1
 Йорданов-1  в музее

  Схемы:

 Йорданов-1   © Иван Бориславов

  Вариант окраски:

 Йорданов-1   © Иван Бориславов

 



 

Список источников:

Иван Бориславов. Первый болгарский самолет "Йорданов-1"


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: