Самый массовый, если не единственный, отечественный авиамотор М-11 при мощности в 100л.с. к моменту начала производства обладал ресурсом аж в 50 часов, что давало
законный повод для гордости в годы первых пятилеток, но и нарекания у эксплуатантов - пользователей авиации наземной (аэросаней), учебной и исполкомовской (общего назначения) вызывали - имелась
возможность сравнить аэросани с легковым автомобилем, легкомоторные же самолеты норовили назвать летающими
"Фордами". Необходимость массовой подготовки пилотов вопрос о расходовании и стоимости
горючего делала принципиальным. Создание аэросаней и самолетов с автомотором стало не последней задачей. В СССР только разработанные М. В. Веселовским аэросани с автомотором были освоены в серийном
производстве. Горьковский авиатехникум ГВФ построил партию аэросаней ГГАТ, использовавшихся связистами для перевозки почты, пожарными для совершения инспекторских поездок по удаленным районам.
Собравшись в неформальной обстановке, А.А.Смолин, заместитель главного конструктора ГАЗ Е.В.Агитов, конструктор ГГАТ и начальник мастерских техникума М.В.Веселовский
обсудили результаты установки автомотора на аэросани, кои есть (в приближении) бескрылый самолет. Если автомотор прижился на самолете
"с подрезанными крыльями", то и на крылатом место ему решили
найти. Госбюджетных ассигнований не предвиделось, и деньги собрали комсомольцы ГАЗа. 3-го августа 1934 г. ГАЗ и техникум заключили договор на постройку Колхозного Самолета (КС) с автомотором. Проект
КС выполнил А.А.Смолин. В постройке КС и выполнении отдельных расчетов участвовали Н.А.Куняев, Е.И.Малеханов, В.А.Зверев и другие. Параллельно с постройкой самолета на ГАЗе велись работы над авиаверсией мотора ГАЗ-А. Мотор получил название
"ГАЗ-Авиа". К тому времени название Колхозный Самолет (Маломощный) - КС(М) стали расшифровывать как Коммунистический Союз Молодежи - КСМ. По
договору между ГАЗом и техникумом от 15 июля 1935 г. испытания КСМ надлежало завершить к 15 сентября. Специально для КСМ в районе села Борисовское, что недалеко от Горького, был построен ангар.
Основную программу испытаний выполнил И.А.Квасов. Доработка самолета закончилась к 5 сентября с появлением закрытой кабины, а 17 сентября подвели бухгалтерский баланс, после чего техникум был
ликвидирован. Веселовский с ближайшими соратниками перешел на завод "Красный Металлист", где организовал аэросанный цех. Самолет сдали ГАЗу. Инженер-летчик К.А.Калилец провел в НИИ ВВС с декабря
1935 г. по январь 1936 г. госиспытания КСМ, показавшие:
-
Полную возможность применения автомотора ГАЗ в авиации.
-
КСМ-1 вследствие перетяжеления имеет низкие данные и не может служить образцом для серийной постройки.
-
Мотор ГАЗ установленный на самолете обладает:
-
а) большой надежностью работы (в том числе на трех сортах топлива),
-
б) простотой эксплуатации,
-
в) большой экономичностью,
-
г) возможностью получения больших серий.
После испытаний самолет вернулся в Горький. Фонарь кабины убрали - его раскритиковал Калилец.
Начальник ВВС Алкснис 2-го апреля 1936 г. утвердил требования на
"самолет войсковой связи и сопровождения под автомотор ГАЗ", за разработку коего
взялся конструктор Грибовский, специально для сей цели командированный ОСОАВИАХИМом (ОАХ) в Горький. Работами по двигателю по-прежнему руководил Е.В.Агитов. В мае на КСМ установили авиационный
вариант нового мотора М-1. Опыт оказался не вполне удачным, и мотор стали дорабатывать.
25 июня 1939 г. был составлен акт с краткими результатами проведенных И.А.Квасовым заводских испытаний КСМ-1 с ГАЗ-85. О результатах доложили первым лицам государства,
кои не замедлили отреагировать постановлениями Правительства №241сс и №242сс. Постановление №241сс указывало на необходимость спроектировать, построить и предъявить на госиспытания к декабрю 1939 г.
самолет с мотором ГАЗ-85, со следующими характеристиками: "Скорость максимальная у земли - 120-130 км/ч, скорость посадочная – 50 - 60 км/ч, дальность на 0,9 максимальной скорости - 500 км, потолок
- 5000 м".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
КСМ-1 |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина самолета,м |
7.00 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
18.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
605 |
максимальная взлетная |
860 |
Тип двигателя |
1 ПД ГАЗ М-1 |
Мощность, л.с. |
1 х 56 |
Максимальная скорость, км/ч |
121 |
Крейсерская скорость, км/ч |
108 |
Продолжительность полета, ч |
|
Скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
1620 |
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|