В Российской Империи в сентябре - ноябре 1909 г. прошли демонстрационные полеты французских гастролеров Ж. Леганье и А. Гюйо, появились первые дипломированные русские летчики - М.Н. Ефимов,
СИ. Уточкин, Н.Е. Попов, их число все время увеличивалось. Они ввезли в Россию много иностранных самолетов, их повсеместно начали копировать, особенно после успешных полетов во многих городах.
В столице в апреле 1910 г. с успехом прошла Первая Всероссийская авиационная неделя.
Одним из первых, кто построил свой самолет по западному образцу, стал киевский инженер А.С. Кудашев. Однако его конструкция в известной степени отличалась от исходного прототипа "Соммер",
прежде всего хвостовым оперением. Кроме того, он переставил мотор и заменил толкающий винт на тянущий, получив, таким образом, фактически оригинальную конструкцию. Сейчас также нет никаких
сомнений и в оригинальности конструкций первых самолетов И.И. Сикорского и Я.М. Гаккеля, их описания неоднократно и весьма подробно рассмотрены в исторической литературе.
Биплан Кудашева ("Кудашев-1") - ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением - стабилизатором и рулем направления. Двигатель “Анзани” в 35 л. с. с
тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было
третье колесо. Крылья - двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки
крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка - прорезиненное полотно.
На этом самолете А.С.Кудашев 23 мая 1910 г. совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину, первый в России. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без
предупреждения. Приведем здесь некоторые заметки в прессе того времени: "23 мая, утром, инженер путей сообщения князь А.С.Кудашев, производил предварительное испытание построенного им
аэроплана собственной системы... А.С.Кудашеву удалось два раза подняться на воздух и пролететь несколько десятков саженей, причем последний раз на высоте полутора сажень. Аэроплан... является
таким образом, первым русским аэропланом, поднявшимся на воздух.... [и] исполнен целиком в Киеве". "23 мая состоялся на незначительной высоте пробный полет профессора политехнического
института князя Кудашева на аэроплане собственной конструкции".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Кудашев-1 |
Размах крыла, м |
9.00 |
Длина самолета,м |
10.00 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
34.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
330 |
нормальная взлетная |
420 |
Тип двигателя |
1 ПД Anzani |
Мощность, л.с. |
1 х 35 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Биплан Кудашева |
|
Уголок неба. 2019
|