Если задать "Яндексу" вопрос, что происходило о нашей истории 27 ноября, то
он выдаст вам кучу справочных сайтов, каждый из которых всенепременно сообщит: "27 Ноября 1928 - Первый полет авиетки
ЛАКМ-1 Ленинградского аэроклуба-музея с
отечественным маломощным двигателем "Большевик". Схема - одноместный
подкосный низкоплан. Конструкторы - работники
ленинградского Осоавиахима В.М. Смирнов (известный летчик, летавший на
самолетах "Илья Муромец" в 1915-1918 гг.) и Я.Л. Зархи (руководитель
научно-технической секции музея). Самолет строился силами общественности. Первый
полет был совершен 27 ноября 1928 г. Летали А.К. Иоост и В.П. Чкалов".
На самом деле первый полет документально подтвержден 28 сентября
1928 г. Вот что писала газета "Ленинградская правда" : "28
сентбря в б часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с первым советским маломощным мотором...
Пилот Иоост, после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу
поднялся в воздух и ...сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном
моторе через двадцать минут он опустился на землю к конструкторам авиэтки М.В.
Смирнову и Я.Л. Зархи, ждавших первых отзывов.
Пилот Иоост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки
превзошли ожидания..."
Испытания ЛАКМ продолжили 2 октября. Летал всё тот же А. К. Иоост -
"председатель спортивной секции ОСО-Авиахим". Никакого участия в испытаниях ЛАКМ-1 В.П. Чкалов
не принимал и принимать не мог. Ведь ещё в конце нюня 1927 года В.П. Чкалова
направили на курсы усовершенствования в город Липецк. На авиетке ЛАКМ В.П.
Чкалов летал, но было это уже в 1930 году, когда В.П. Чкалов работал
инструктором планерной секции в Ленинградском аэроклубе-музее. Говорить об
испытаниях самолета спустя четыре года после его постройки просто смешно. 1931
год вообще был последним годом эксплуатации ЛАКМ. Уроженец Усть-Нарвы Адольф
Карлович Иоост, эстонец по национальности, был одним из наставников В.П. Чкалова
в Егорьевской авиашколе, вот и дал полетать на старенькой авиетке своему бывшему
ученику.
Таким образом, 2010 год - год 83-й годовщины первого полёта малюсенького
ленинградского самолётика ЛАКМ-1. Но почему этому событию уделено столь много
внимания? Ведь ничем выдающимся эта авиетка не отличалась и лаже первой не была. Авиэтки у нас строили и до этого.
Всё дело в моторе и в создавшей его женщине - Л.Я. Пальмен...
В марте 1927 года из ворот опытной мастерской завода "Большевик" (бывший "Обуховский
орудийный и сталеплавильный завод") вывели новый опытный советский танк. Танк
имел индекс Т-16 и был первым самостоятельно разработанным в СССР танком.
Творец первого советского маломощного авиамотора и танковой силовой установки -
очаровательная блондинка Лили-Мария Яльмаровна (в некоторых документах Эльмаровна) Пальмен. Из древнего и славного рола финских баронов Пальмен,
ведущих свой род из Швеции и давших России много славных, талантливых имён. Дочь
барона Пальмен Яльмара Филипповича - секретаря статс-секретарната Великого
княжества Финляндского родилась в Санкт-Петербурге, 28 марта 1900 года.
Именитые родители обеспечили своей дочери блестящее образование. Училась она в
Санкт-Петербурге, в элитарной "женской гимназии Княгини Оболенской". Это было
единственное в Петербурге женское учебное заведение с уклоном в математику,
дававшее углубленные познания в точных науках. Училась баронесса отлично.
Аттестат за седьмой класс, в тс годы базовое образование было семилетним,
венчает запись: "...баронесса Лили-Мария Яльмаровна Пальмен, исповедания
реформаторского... награждена правом на золотую медаль. Петроград, ноября 14-го
дня 1916 года". Потом последовал восьмой - дополнительный класс, окончание
которого уравнивало российскую женщину в гражданских правах с мужчинами.
Свидетельство Женской Гимназии Княгини Оболенской об окончании VIII
дополнительного общеобразовательного класса:
В начале двадцатых по разнарядке РВС Механическому Отделению Технологического
Института вменялось в обязанность открыть новый факультет авиационного
моторостроения. Среди отобранных туда студентов была и Лили-Мария Пальмен.
Диплом она защитила с золотой медалью. Темой дипломной работы был малогабаритный
авиационный мотор.
Но работать пришлось не в манящей к себе авиации. Местом её работы становится
Конструкторское Бюро завода "Большевик", а главной задачей - создание силовой
установки первого советского серийного танка. Параллельно заводскому КБ
приходится вести работы по организации серийного выпуска первых советских
авиамоторов М-5.
В КБ завода Л.-М.Я. Пальмен начала работать с 3 февраля 1925 года. И уже к концу
года фактически стала Главным конструктором моторного КБ - ведь там кроме неё не
имелось ни одного дипломированного моторостроителя. Это во многом благодаря
труду и таланту баронессы СССР получил свой первый танк, который производился до
1931 гола и с успехом был применён в ходе боевых действий на КВЖД в 1929 году.
Потом устаревшие уже танки списали и закопали в землю в качестве долговременных
огневых точек. В этом состоянии они приняли участие в боях на озере Хасан и в
сражениях первых дней Великой Отечественной иод Гродно и Ленинградом, где
вкопанные танки МС-1 входили в систему приграничной линии укреплений.
Впрочем, авиация не забыта. В 1924-1925 году Обществом Друзей Воздушного Флота (ОДВФ)
был проведён конкурс на лучший проект малохющного самолёта и двигателя.
Представленный на конкурс проект мотора АМБ-20 "Большевик" (Авиационный Мотор "Большевик",
мощностью 20 л.с.) был признан наилучшим. Решением комиссии конкурса, принятым
на заключительных заседаниях, проведённых 5 и 23 нюня 1925 гола, было выделено
финансирование на изготовление в заводских условиях только мотора конструкции
Лили-Марии Яльмаровны Пальмен. Остальные проекты были признаны неперспективными
или недоработанными. Изготовили два экспериментальных мотора там же. на "
Большевике". Работы по его изготовлению осуществлялись на деньги ОДВФ. С
описанием конструкции мотора и с ходом его заводских испытаний, вполне успешных,
мы сегодня можем ознакомиться из первоисточника. Журнал "Техника воздушного
флота" в No.7 за 1928 год, стр. 473-475. опубликовал статью "ннж. Л. Пальмен "Авиэточный
мотор АМБ-20".
Вот что писала газета "Ленинградская правда" 30 сентября 1927 года: "28 сентября
в 6 часу вечера на Комендантском аэродроме состоялось испытание первой авиэтки с
первым советским маломощным мотором...
Пилот Иоост после внимательного осмотра авиэтки и короткого разбега сразу
поднялся в воздух и ...сразу сделал над аэродромом полный круг. На выключенном
моторе через двадцать минут он опустился на землю к конструкторам авиэтки М.В.
Смирнову и Я.Л. Зархи, ждавших первых отзывов.
Пилот Поост дал самые лучшие отзывы. Лётные качества авиэтки превзошли ожидания..."
Событию этому уделено столь много внимания не из-за самой авиетки. Ничем
выдающимся она не отличалась и даже первой ие была. Информация о первом полёте
ЛАКМ-1 попала на страницы справочников из-за мотора. На самолёте стоял мотор
АМБ-20 "Большевик" - первый в СССР маломощный авиационный мотор национальной
разработки!
В серию мотор АМБ-20 не пошёл. Ведь практического применения авиеткам так и не
нашли.
Дальнейшая судьба этой удивительной женщины сложилась трагически. С 1927 года по
1933 год она по совместительству с основной работой на заводе "Большевик", где
занималась разработкой новейшего сверхмощного авиамотора АМБ-700, внедренном в
производство трёх опытных авиамоторов московских конструкторов, проектированием
секретных танков Т-18. Т-19. ТГ. Работала ещё и доцентом в ЛИИ ГВФ. Летом 1933
года институт отстроил себе новые лаборатории около одюлрома в Пулково - "в Авиагороде". Л.Я. Пальмен предложили, кроме преподавания, заведовать
лабораторией но исследованию авиационных моторов. Авиация её влекла больше
танков, и она согласилась. С большим трудом Лили Яльма|К)вна добилась увольнения
с завода, её не хотели отпускать, и в августе уехала в отпуск в Евпаторию.
Известно, что за это увольнение начальник Отдела механизации и моторизации РККА
И.А. Халенский устроил изрядную выволочку директору "Большевика"
Вернулась баронесса домой - на Алексеевскую дом 18. кв. 69. 8 сентября 1933 года.
Тем же вечером её арестовали. Предъявили обвинение в шпионаже.
Потом был приговор к расстрелу, заменённый десятью годами ИТЛ. Мытарства по
этапам, тюрьмам, Карлаг (Карагандинский лагерь). Любовь, адова работа,
нечеловеческие условия жизни, сын. затем дочь. Освободили в 1942-м. Досрочно.