Борис
Григорьевич Луцкой родился в 1865 г. в селе Андреевка под Бердянском, в
имении своего отца. Учился в гимназии в Севастополе, после окончания уехал в
Германию, чтобы продолжить образование и стать высококвалифицированным
инженером, В 1882-м поступил в Мюнхенский политехнический институт.
Дипломированный инженер получил предложение остаться работать в Германии. В
середине 1880-х годов в Германии появились первые автомобили, и молодой
инженер решил посвятить себя им. Еще студентом Луцкой получил патент на
двигатель внутреннего сгорания. Теперь спроектировал еще несколько
бензиновых моторов. Особенным в них был коленчатый вал, расположенный ниже
цилиндров. Луцкой первым применил для четырехтактных двигателей вертикальное
расположение цилиндров. Эта схема вскоре стала господствующей.
Двигатели конструкции Луцкого выпускали фирмы Кеберс Айзенверк, с 1891 г. -
"Нюрнберг". На ней конструктор получил должность главного инженера. Луцкой
также строил двигатели для кораблей и подводных лодок, был автором десятков
патентов. Прибыли от изобретательской деятельности позволили ему в 1897-м
создать собственное КБ в Берлине. С этого момента началось многолетнее
сотрудничество русского инженера с известной немецкой фирмой Даймлер,
выпускавшей грузовые и легковые автомобили одноименной марки, он входил в
совет директоров дочернего предприятия в Берлине "Даймлер-Мариенфельде". Во
время Всемирной выставки в Париже (1990 г). Луцкой руководил ее
автомобильным отделом. Там он встретился с адмиралом Верховским, который
предложил ему изготовить двигатели для подводных лодок и катеров русского
военного флота. Этот заказ фирма "Даймлер-Мариенфельде" выполнила. Часть
продукции по немецким чертежам изготовил петербургский завод "Лесснер". С
1904-го по 1909-й предприятие по лицензии выпускало автомобили "Даймлер-Луцкой",
Борис Григорьевич работал на нем в должности инженера-консультанта.
В
1907-м он по заказу русского правительства разработал для миноносца "Видный"
самый мощный по тем временам двигатель внутреннего сгорания. Он развивал
6000 л.с. при 400 об/мин и имел 12 цилиндров. Луцкой построил знаменитую
гоночную моторную лодку "Царица" с двигателем мощностью 500 л.с. Сведения о
работах Луцкого, как авиаконструктора, весьма противоречивы. В России первое
подробное сообщение о его изобретениях появилось в 1913-м, в статье
Б.Воробьева, написанной, вероятно, со слов самого изобретателя во время его
приезда на родину осенью 1913-го. Эта же статья легла в основу описания
авиаконструкторской деятельности Луцкого в книге В.Б.Шаврова "История
конструкций самолетов в СССР до 1938 г.". Между тем в немецких авиационных
публикациях начала XX века содержатся сведения, весьма отличные от
опубликованных в России и СССР. Луцкой занялся конструированием самолетов в
1909-м. Уже первый его аппарат, построенный в мастерских фирмы Даймлер,
отличался оригинальностью конструкции.
Это был моноплан, несколько
напоминавший самолет "Антуанетт", но имел необычно большие для того времени
размеры (размах крыла - 18 м, площадь - 50 м2), вес (вместе с
пилотом) составлял 950 кг - вдвое тяжелее, чем другие монопланы. Чтобы
поднять такой тяжелый самолет в воздух (по данным журнала
"Воздухоплаватель", аппарат был рассчитан на полет с пятью пассажирами),
Луцкой установил на нем не один, как обычно, а два четырехцилиндровых
двигателя Даймлер D4F мощностью по 55 л.с. Они располагались в фюзеляже и
приводили в движение три пропеллера - один в носовой части фюзеляжа и два по
бокам, в вырезах в передней кромке крыла. Моноплан имел ферменный фюзеляж и
подкрепленное расчалками крыло прямоугольных очертаний. В литературе по
истории авиации имеется две фотографии с подписью "первый самолет Луцкого",
однако показанные на них машины так отличаются друг от друга, что сказать
точно, где действительно изображен описываемый, невозможно. Информация о
дате испытаний первой машины Луцкого также весьма противоречива. В немецком
справочнике Браунбека говорится, что они состоялись 9 марта 1910-го. В
журнале "Flugsport" - 10 марта 1910 г.
Б.Воробьев пишет: летное испытание состоялось в 1909 г., при этом самолет
достиг огромной по тому времени скорости 90 км/ ч. Пробный полет происходил
в районе города Штутгарта, пилотировал Габриэль Поулэн. На машине сломался
один из боковых пропеллеров, она накренилась и упала с высоты примерно 30
метров. Самолет разбился, пилот, к счастью, отделался ушибами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Луцкой-1 |
Размах крыла, м |
21.00 |
Длина самолета,м |
18.00 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
56.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1480 |
нормальная взлетная |
1700 |
Тип двигателя |
2 ПД
Луцкой |
Мощность, л.с. |
2 х
60 |
Максимальная скорость, км/ч |
90 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Луцкой-1 |
|
Луцкой-1 |
|
Уголок неба. 2017
|