Марио де Бернарди был воплощением итальянского летчика: лихой, улыбчивый,
уверенный и - самое главное - бесстрашно быстрый. Он родился в 1893 году в
небольшом городке Веноза (Venosa). На военную службу в кавалерию де Бернарди
поступил в возрасте восемнадцати лет. Вскоре после этого он перешел в авиацию
итальянской армии и, получив назначение на аэродром под Вероной, летал в 91-й
истребительной эскадрилье. Марио де Бернарди приписывают первую победу
итальянских ВВС в Великой войне; и хотя к концу Первой Мировой в общей сложности
он уничтожил четыре машины противника, личный счет де Бернарди составлял пять
побед, в том числе одна неподтвержденная командованием. После войны де Бернарди
получил назначение в гоночное подразделение итальянских воздушных сил. Следующие
почти два десятилетия он был летчиком-испытателем, летчиком гоночных и
акробатических самолетов, защищая на международных соревнованиях честь Италии.
Но есть еще один повод помнить о Марио де Бернарди - это его выдающийся полет на
гидросамолете Macchi M.39, совершенный на шнейдеровских гонках 1926 года. Это
был звездный час и лихого летчика, и Италии 1920-х годов.
В 1926 году майор Марио де Бернарди был одним из немногих ведущих итальянских
пилотов, назначенных участвовать в программе гоночных гидропланов. К середине
1920-х годов в гонках на кубок Шнейдера за победу отчаянно сражались
представители разных европейских стран и США, соревнуясь и демонстрируя свои
инженерные достижение и авиационное мастерство. Их целью были постройка и полет
на самых быстрых в мире гидропланах. В 1926 году гонки проводились в
Хэмптон-Роудсе (Hampton Roads), штат Вирджиния, так как в 1925 году американец
Джимми Дулиттл выиграл соревнования, проходившие на пляже Лидо, Венеция. Для
Италии после этого поражения возвращение кубка в Рим было вопросом чести.
В правилах гонок на кубок Шнейдера было сказано, что страна трижды победившая в
гонках получает его навсегда. Италия уже была близка к победе, выиграв в 1920 и
1921 годах на отличных трассах у венецианского побережья Лидо. Однако третьей
победы не получилось и виной тому был британской летчик Генри Баярд на
Supermarine Sea Lion II. После этого два года подряд побеждали американцы. С
третьей победой, вероятность которой принимала просто угрожающие размеры, кубок
навсегда мог попасть в американские руки.
Италия изо всех сил готовилась в победе в хэмптон-роудской гонке 1926 года: на
разработку быстрейшего итальянского самолета - затем полностью выкрашенного в
красный цвет Macchi M.39 - не жалели средств. Самолет был разработан
конструктором Марио Кастольди вокруг узкопрофильного 800-сильного
двенадцатицилиндрового V-образного двигателя водяного охлаждения FIAT AS.2.
Самолет воплотил в себе многочисленные технические достижения. Среди наиболее
новаторских особенностей был больший размах левой констоли крыла: считалось, что
это поможет быстрее совершать развороты влево. С целью компенсации крутящего
момента 800-сильного двигателя поплавки имели разный вес. Мотор AS.2 был
подвергнут доработкам, целью которых было получение наименьшего поперечного
сечения и сведение к абсолютному минимуму профильного сопротивления. При взгляде
спереди, самолет выглядел невероятно узким, но это добавляло самолету потенциал
для получения преимущества в максимальной скорости.
Удивительной чистоты линии Macchi M.39 скрывали страшную реальность — самолет
был спроектирован, построен и испытан в течение нескольких коротких месяцев и не
прошел полного цикла испытаний на всех скоростях, не говоря уже о мксимальных.
Компания Macchi построила три гоночных и два учебных самолета; последние
оснащались двигателями уменьшенной до 600 л.с. мощности. Три построенные машины
были отправлены на озеро Варезе для проведения предгоночных испытаний. Для
полетов на этих самолетах итальянские ВВС сформировали гоночную команду, в
которую вошли Витторио Кентурионе, марио де Бернарди, Адриано Бакула и Артуро
Феррарини. Воспользовавшись международными цветами автоспорта, итальянца
окрасили свои самолеты в "Italian Rosso Corsa", что можно перевести как
"гоночный красный".
Во время короткого периода испытаний за месяц до гонок произошла авиакатастрофа.
Капитан команды Витторио Кентурионе погиб, когда его тренировочный M.39 врезался
в поверхность озера Варезе.
Однако несмотря на крайне ограниченное время испытаний и несколько известных
проблем с двигателем и самолетом, итальянцы перд загрузкой самолетов на корабль
и отправкой нагонки в Хэмптон-роудс в плотном графике провели еще несколько
испытаний. Гонки, первоначально запланированные на более ранний срок, были
перенесены на ноябрь, чтобы позволить выступить и итальянской команде.
Хотя это может прозвучать невероятным, но итальянцы должны были прибыть со своим
оборудованием. Однако оно было настолько неотработанным, что, фактически, каждая
команда в полете должна была проявить большую предусмотрительность. Таким
образом, чтобы доказать новые технологии, конструкцию нового самолета и
продвинуть свои интересы во время гонки нужно было идти на чрезвычайные риски.
Тем не менее, в то время Италия не была одинока в этом - вероятно она
продвинулась дальше всех в область неизведанного. Если бы американцы выиграли
гонку третий раз, то кубок Шнейдера был бы навсегда для них потерян — это для
итальянцев было немыслимо.
Если бы американцы выиграли гонку третий раз, то кубок Шнейдера был бы навсегда
оказался в США - это для итальянцев было немыслимо. Однако и у американцев и их
гонке за максимальной скоростью были свои проблемы. Стряслась беда и не один
раз, а дважды, и хотя в одном случае лейтенант Фрэнк Херси Конант (Lieut. Frank
Hersey Conant) погиб во время перелета на самолете поддержки из Вашингтона в
Норфолк, а не в полете на гоночном самолете.
12 и 13 ноября 1926 года в Хэмптон-Роудсе, Вирджиния, состоялись гонки на кубок
Шнейдера. На трех гоночных самолетах компании Macchi выступили следующие пилоты:
лейтенант Адриано Бакула (на MM.74), капитан Артуро Феррарини (на MM.75) и майор
Марио де Бернарди (на MM.76). Соперниками итальянцев были американские гоночные
самолеты Curtiss R3C-2, Curtiss-Packard R3C-3 и Curtiss R3C-4. Эти машины были
улучшены и переоснащены двигателями победившей модели 1925 года. Английская
гоночная команда не смогла к сроку завершить свои гидропланы новых конструкций
и, следовательно, не принимала участия в гонках.
Как и в предыдущих шнейдеровских гонках на этих состязаниях борьба не шла лицом
к лицу, а скорее была гонкой на время; самолеты были выпущены с интервалом в
пять минут, так что они могли летать по отмеченному пилонами маршруту без
вмешательства в истинное испытание на скорость. В Хэмптон-Роудсе гоночная трасса
общей протяженностью 350 км состояла из семи кругов длиной 50 км; на каждом
круге, который должен был быть завершен полностью, засекалось время прохождения
и после завершения гонки - последовательного прохождения всех семи кругов - оно
усреднялось.
8 ноября 1926 года за четыре дня до гонок во время пробных полетов американцы
еще выше установили планку перед итальянской командой, пролетев со скоростью 256
миль/ч (412 км/ч). Это был зловещий новый мировой рекорд скорости на замкнутом
маршруте. В итальянской команде никто не знал, что рекорд был улучшен - эта
информация не достигла озера Варезе.
12 ноября в первый день гонок произошла крупная авария, когда американский пилот
лейтенант Томлинсон (Lieut. Tomlinson) спикировал в залив на своем
Curtiss-Packard R3C-3 (его самолет был резервной машиной команды США). Два
других американских пилота - лейтенант Каддихай (Lieut. Cuddihy) на биплане
Curtiss R3C-4 с 700-сильным двигателем Curtiss V-1550 и лейтенант КМП К.Ф. Шилт
(Lieut. C. F. Schilt) на Curtiss R3C-2 м 600-сильным Curtiss V-1400 закончили
гонку успешно.
13 ноября гонка завершилась с высокими скоростями обеих команд, собравших все
силы и делавших для победы все возможное. Лейтенант Бакула прошел все семь
кругов, но средняя скорость была всего лишь 218 миль/ч (351 км/ч). Летевший на
другом самолете лейтенант Томлинсон не смог заставить двигатель работать в
полную мощность и в итоге завершил полет с чрезвычайно низкой средней скоростью
137 миль/ч (220 км/ч). Второй американец - лейтенант Каддихай - показал отличное
время и в конце шестого круга его средняя скорость составляла 239 миль/ч (385
км/ч), но до завершения последнего круга он все же был вынужден сойти с трассы
из-за неисправности двигателя. Член итальянской команды капитан Ферранини не
смог пройти трассу до конца: во время четвертого круга на его машине лопнул
трубопровод, вынудив совершить безопасную, к счастью, посадку поврежденной
машины. Его среднее время за три круга составило 238 миль/ч (383 км/ч), что было
недалеко от лучшего американского результата. Тем не менее, лейтенант КМП Шилт,
совершив экстраординарный круг, прошел трассу полностью, увеличив скорость до
231 миль/ч (372 км/ч).
Как уже было сказано Марио де Бернарди принял участие в гонке на M.39 с номером
военой регистации MM.76. Без какого-либо беспокойства за двигатель или за
покинувший воду и поднявшийся в небо самолет Марио де Бернарди, надеясь, что
двигатель выдержит всю гонку, просто нажал до упора на ручку газа. Он вел
самолет плавно и безупречно всю трассу, завершив все семь кругов идеальной
посадкой и выруливанием обратно к рампе. где M.39 был вытащен из воды, в то
время как де Бернарди наклонился чтобы выбираться из кабины. Судьи гонок
показали, что его средняя скорость составила 246 миль/с (396 км/ч). Это было
меньше, чем рекорд, установленный американцами 8 ноября, но это было победное
время самой гонки. Полученное ранее рекордное время не было засчитано за победу
в гонке, поскольку было получено не во время соревнований. В тот же вечер трофей
был вручен итальянской команде во время завершающего соревнования официального
торжественного обеда.
Однако майор де Бернарди не собирался домой - без рекорда скорости его победа не
была полной. Де Бернарди знал, что американские самолеты показали лучшие
результаты, и, осознавая, что гордость Италии все еще находится под угрозой, был
настроен исключительно на полную и абсолютную победу, которая продемонстрировала
бы авиационные возможности Италии.
Таким образом спустя четыре дня, когда погодные условия были хорошими и после
как можно лучшей настройки механиками двигателя FIAT AS.2, до Бернарди поднял в
небо M.39 для прохождения трассы и получения наивысшей скорости. Вновь оттянув
дроссель до упора он выполнил полный круг и установил новый мировой рекрд
скорости в 258 миль/ч (415 км/ч) - на 2 миль/ч больше, чем у лучшего
американского достижения. Однако этого было достаточно и итальянская команда
вернулась на родину с трофеем и мировым рекордом скорости. Что касается майора
Марио де Бернарди, то он вернулся домой национальным героем.
В последующие годы после завершения продолжительной гоночной и пилотажной
карьеры Марио де Бернарди был летчиком-испытателем компании Caproni. Его главным
достижением в этой роли было проведение начальных испытаний первого итальянского
реактивного самолета Caproni N.1. В годы после второй Мировой Войны де Бернарди
регулярно участвовал в гонках и международных авиационных выступлениях.
К сожалению 8 апреля 1959 года Марио де Бернарди не стало. В этот день де
Бернарди на собственном легком самолете поднялся в небо над Римом для выполнения
фигур высшего пилотажа. Во время полета он перенес перенес обширный инфаркт.
Несмотря на боль и ухудшающееся состояние де Бернарди смог благополучно
приземлиться и умер вскоре после покидания кабины самолета. Это был печальный и
одновременно славный уход одного из величайших итальянских летчиков, умершего
также как и жившего - делая то, что любил больше всего на свете и выполняя полет
на глазах множества людей.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
M.39 |
Размах верхних крыльев, м |
9.26 |
Длина самолета,м |
6.73 |
Высота самолета,м |
2.97 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1257 |
максимальная взлетная |
1572 |
Тип двигателя |
1 ПД Fiat AS-2 |
Мощность, л.с. |
1 х 600 |
Максимальная скорость, км/ч |
439 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
1 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2023
|