Все знают, что английская фирма "Мартин-Бейкер" делает катапультные кресла.
Хорошие кресла: их ставят на боевые самолеты разных стран: от Америки до Китая.
Но создавалась компания в 1929 г. как самолетостроительная и до сих пор
именуется "Мартин-Бейкер эйркрафт". Организовал фирму Джеймс Мартин,
инженер-самоучка без диплома. Поначалу в его мастерской в Денхэме было всего два
работника (он сам третий). Называлась эта мини-компания "Мартине эйркрафт уоркс".
Первым проектом Мартина стал довольно экзотический для конца 20-х годов
двухместный моноплан М-1. Он имел свободнонесущее низкорасположенное крыло.
Четырехцилиндровый мотор воздушного охлаждения "Гермес" мощностью в 120 л.с.
устанавливался за смещенной вперед пилотской кабиной и вращал винт с помощью
длинного вала, проходившего между двумя креслами, стоявшими бок о блок. Вал
должен был быть сделан из трехдюймовой стальной трубы. Проблему возможного
заклинивания вала от деформаций Мартин намеревался разрешить подвижным
соединением носка коленчатого вала двигателя и длинного промежуточного вала.
Тяговое усилие от винта принимала на себя не моторама, а мощный подшипник,
установленный возле втулки пропеллера. Перенесение мотора назад благотворно
сказывалось на аэродинамике. Носовая часть фюзеляжа имела хорошо обтекаемую
форму, плавно сопрягаясь с коком винта. Воздух для охлаждения двигателя
забирался через большой совок под кабиной.
Мартин разработал проект М-1 за три месяца. Самолет начали строить, изготовили
фюзеляж и оперение. Приступили к сборке машины, но маленькую фирму "накрыло"
кризисом. Работы приостановились. Мартин пытался бороться, он разработал
несколько вариантов усовершенствований своей первой конструкции, но
обстоятельства оказались сильнее.
Вновь взяться за дело удалось только в 1934 г., когда Мартин познакомился с
капитаном Валентайном Бейкером, инструктором летной школы в Хестоне. Вот
тогда-то они и зарегистрировали ту самую "Мартин-Бейкер эйркрафт". Мартин в ней
стал главным конструктором. Впрочем, в его подчинении находился всего один
чертежник. Директором стал бизнесмен Ф. Фрэнсис, который раздобыл деньги. Вскоре
в компании трудились уже полтора десятка человек, но большинство из них ничего
не понимало в авиации и училось на ходу.
Результатом работы стал моноплан МВ.1. С виду - вполне традиционная машина,
одномоторный свободнонесущий моноплан с закрытой кабиной на двух человек,
сидящих друг за другом, и с неубирающимся шасси. Мотор - опытный Нэпир "Джэвлин"
IIIA, шестицилиндровый, рядный, инвертный (клапанами вниз), воздушного
охлаждения мощностью 160 л.с. Винт - двухлопастный деревянный, фиксированного
шага. Но каркас фюзеляжа был настолько оригинален по конструкции, что на него
выдали патент. Он собирался из тонких стальных труб с помощью очень простых
соединений - быстро и легко. Сборщик орудовал ножовкой, дрелью и гаечным ключом.
Лонжероны крыла представляли собой связку из трех труб - одной сверху и двух
снизу. Трубы были большого диаметра, но тонкостенные. К концам крыла толщина
стенки уменьшалась, а сами трубы сближались между собой. Трубы связывались между
собой системой стержней, прикрепленных к хомутам. Таким же образом
присоединялись нервюры, собранные из трубок. В крыле размещались бензобаки,
сваренные из алюминиевого листа. И крыло, и большая часть фюзеляжа поверх
каркаса обтягивались полотном. При хранении самолета в небольшом ангаре крыло
можно было сложить. Разъемы, находившиеся у стоек шасси, позволяли после
раскрытия замков развернуть консоли назад.
В марте 1935 г. именно в таком виде, со сложенными крыльями, МВ.1 привезли на
военный аэродром Нортхолт. После всесторонней проверки капитан Бейкер залез в
кабину и электростартером запустил мотор, который фирма "Нэпир" бесплатно дала
взаймы. Примерно 1 апреля (точную дату документы не сохранили) МВ.1 совершил
первый полет. Сейчас летописцы фирмы утверждают, что машина продемонстрировала
высокие летные качества, в частности, показала максимальную скорость 200 км/ч.
Но в серию она не пошла. Писали, что единственный экземпляр хранился в Денхэме
до марта 1938 г., когда сгорел. Но по другим источникам, в августе 1939 г. МВ.1
осматривали представители министерства авиации на предмет использования для
вспомогательных целей, но сочли его непригодным. Скорее всего, он действительно
погиб при пожаре в мастерских, однако позже, в апреле 1940 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MB.1 |
Размах крыла, м |
11.28 |
Длина самолета,м |
8.80 |
Высота самолета,м |
|
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
|
Тип двигателя |
1 ПД
Napier Javelin IIIA |
Мощность, л.с. |
1 х 160 |
Максимальная скорость, км/ч |
200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
|
Продолжительность полета, ч |
|
Максимальная скороподъемность, м/мин |
|
Практический потолок, м |
|
Экипаж, чел |
2 |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|