Percival Mew Gull был британском гоночным самолетом 1930-х годов. Это был
небольшой одномоторный одноместный низкоплан деревянной конструкции обычно
оснащавшийся шестицилиндровым поршневым двигателем de Havilland Gipsy Six. За
свою спортивную карьеру Percival Mew Gull установил много рекордов и считался
выдающейся по эффективности конструкцией, которая в своей окончательной форме
1939 года при скромных 205 л.с. достигла максимальной скорости 265 миль/ч (425
км/ч). Тогдашние наблюдатели характеризовали Mew Gull как "святой грааль
британских авиагонок". Во второй половине 1930-х годов самолеты Mew Gull были
доминирующими в британских авиагонках и последовательно устанавливали рекорды со
все лучшим временем, пока в конце 1939 года начавшаяся война не прекратила все
гражданские полеты.
Сделав себе имя с гоночным самолетом Percival Gull, в течение нескольких месяцев
1933-34 годов капитан Эдгар У. Персиваль (Capt. Edgar W. Percival) спроектировал
и построил его одноместный гоночный вариант первоначально названный E1. С 1934
по 1938 годы на его основе были доработаны варианты E2, E2H и E3H. Применяемое
иногда обозначение "P6" было некорректным, ретроспективно оно было создано после
того как Персиваль покинул компанию и вскоре после постройки самолетов Mew Gull.
Таким образом эти гоночные машины никогда не строились как "P6". За исключением
единственного E3H (G-AFAA), который был построен после того как компания
переехала в Лутон (Luton), все Mew Gull были изготовлены на небольшом заводе в
Грейвсенде (Gravesend). Следует отметить, что E3H хоть визуально очень сильно
напоминал E2H фактически был совершенно новой и другой машиной, каждый элемент
которой отличался немного отличался от предшественника. И, конечно, на нем не
была версия "крыла E2H с усеченными законцовками", как это описано в некоторых
источниках.
В конструктивном отношении кроме нескольких незначительных компонентов между
Gull IV/Gull VI/Vega Gull и Mew Gull было мало схожего, однако все "чайки" имели
похожую общую структуру. Специализированное оборудование, такое как двигатели,
воздушные винты, обтекатели, приборы, стойки шасси, колеса и шины, как правило,
были общими для всех серий. Гоночные самолеты Mew Gull (за исключением E1 в
первоначальной конфигурации) использовали неубирающиеся основные стойки с
масляно-пневматическими амортизаторами и свободно-ориентирующийся хвостовой
костыль. На крыле были установлены небольшие управляемые вручную щелевые
закрылки, но они были "неэффективными даже в полностью выпущенном положении".
Самолет был спроектирован для авиационных гонок с гандикапом, которые приобрел
огромную популярность в Великобритании в 1920-е и особенно в 1930-е годы — в так
называемый "золотой век" авиации. Гонки на кубок короля Георга V (ежегодные
авиационные гонки с гандикапом) были учреждены для оказания помощи в развитии
британской легкой авиации и считались самыми важнвми авиагонками Британии. Всего
Mew Gull выиграл эти гонки четыре раза.
Прототип G-ACND совершил первый полет в марте 1934 года со 165-сильным
двигателем Napier Javelin, еще до первой гонки замененным на болеке мощный и
надежный 200-сильный двигатель Gipsy Six, вращавший винт фиксированного шага.
Гонки на кубок короля Георга проводились ежегодно начиная с 1922 года; гонки
были с гандикапом: каждый гоночный результат сравнивался со временем, которое
комитет устанавливал для самолета данного типа. Чем больше была разница между
полученным и предписанным временем, тем были выше шансы на победу. Первоначально
кубок победителю вручал король Георг и, как и на шнейдеровских гонках, на этой
чаше были выгравированы фамилии и года победителей. После первой гонки было
решено, что каждый год победителю будет вручаться новый кубок.
Персиваль записался на участие в гонках на кубок короля Георга в июле 1934 года,
но не смог завершить ее. После аварии первоначальный E1 был переработан в очень
усовершенствованный вариант E2, причем большую часть проектных работ выполнил
Артур Бэйдж (Arthur Bage). В июле 1935 года на G-ACND был установлен французский
180-сильный двигатель Regnier, и самолет участвовал в гонках на кубок Армана
Эсдера (Coupe Armand Esders) по 1046-мильному (1683 км) маршруту Довиль — Канны
и обратно. Mew Gull пилотировал представитель Персиваля во Франции граф Гуи де
Шатобрюн (Count Guy de Chateaubrun), развив среднюю скорость гонки 188 миль/ч
(302,5 км/ч). Сразу же после этого вновь был установлен первоначальный
британский двигатель de Havilland Gipsy Six. Впоследствии Гуи де Шатобрюн стал
единственным пилотом, который выпрыгнул с парашютом из Mew Gull, покинув G-ACND
из-за тумана.
В сентябре 1935 года Персиваль, летая на третьем Mew Gull и первом "серийном"
E2H, занял первое место в 120-мильной (190 км) гонка, и в июле 1936 года он
финишировал четвертым в гонках на кубок короля Георга. Позднее в августе
Персиваль финишировал седьмым в 174-мильной (280 км) гонке на приз Фолкстоуна
(Folkestone Trophy).
В сентябре 1936 года на личном самолете Эдгара Персиваля G-AEKL был заменен
двигатель, а сама машина была модифицирована для участия в гонках Шлезингера
(Schlesinger Race). В африканской авиагонке Шлезингера из Англии в Южную Африку
длиной 6154 мили (9900 км) должен был принять G-AEKL, но эта машина была снята
за десять дней до гонок после фатальной аварии во время выруливания в
ливерпульской аэропорту Спеке (Liverpool Speke Airport) (ныне ливерпульский
аэропорт имени Джона Леннона). Два других E2H Mew Gull, построенные в то же
время как модифицированные G-AEKL, приняли участие в гонках. К сожалению оба
самолета не смогли завершить гонку. В состоявшейся в 1937 году гонке на кубок
короля Георга восстановленный и перекрашенный G-AEKL под управлением Чарльза
Гарднера (Charles Gardner) занял первое место. Самолет был окрашен в цвета
Гарднера — темно-синий со светло-голубой надписью и отделкой. На более чем
1442-мильном (2320 км) маршруте Гарднер развил среднюю скорость 234 миль/ч
(376,5 км/ч). В этой гонке Персиваль управлял своей шестой и последней
построенной Mew Gull — E3H "Super"-Mew Gull, G-AFAA, — финишировав третьим. Еще
один E2H пилотировал Алекс Хеншоу (Alex Henshaw).
Состоявшаяся в 1938 году гонка на кубок короля Георга была 1012-мильным (1628
км) соревнованием. В этих гонках приняли участие занявший первое место со
скоростью 236 миль/ч (379,7 км/ч) Алекс Хеншоу на сильно модифицированном E2H
(G-AEXF) и занявший второе место Джайлс Гатри (Giles Guthrie) на "стандартном"
E2H (G-AEKL). Эдгар Персиваль управлял третьей Mew Gull E3H (G-AFAA) и занял
шестое место. Возможно, Персиваль мог бы легко выиграть гонку, но он также
являлся участником гонки с гандикапом, и поэтому когда непосредственно перед
гонкой точная настройка шага винта оказалась сбитой, его наземный персонал все
еще возился с ним, когда Алекс Хеншоу уже стартовал. В то время воздушные винты
типа Bracket еще не имели диапазона шагов, чтобы справиться с исключительно
широким диапазоном скоростей E3H (59-265 миль/ч (95 — 426 км/ч)). Оптимизация
для крейсерского полета или для взлета-посадки неизбежно ставила под угрозу тот
или иной режим.
В 1939 году Алекс Хеншоу попытался установить рекорд на маршруте
Англия-Кейптаун, взлетев 5 февраля из аэропорта Грейвсенд (Gravesend) и на
следующий день приземлившись в Кейптауне на аэродроме Уингфилд (Wingfield).
Алекс Хеншоу преодолел 6377 миль (10260,6 км) за 30 часов 25 минут со средней
скоростью 209,44 миль/ч (336,989 км/ч). Обратное путеществие было на 11 минут
дольше. Интересно отметить, что во время этих приключений самолет Алекса Хеншоу
не имел никаких повреждений.
В конце 1939 года Хеншоу продал G-AEXF французу Виктору Верморалю (Victor
Vermoral). Во время Второй Мировой войны самолет хранился во Франции в ангаре,
несколько владельцев которого продолжали скрывать самолет от немецких властей. В
1950 году Хью Скроуп (Hugh Scrope) нашел и купил самолет и с помощью Дага Бьянки
(Doug Bianchi) отремонтировал самолет. Скроуп и Бьянки сделали героические
усилия, чтобы сохранить машину годной к эксплуатации. К сожалению, в августе
1951 года G-AEXF был поврежден в Шорхэме (Shoreham) во время аварии при посадке,
а затем был приобретен Фредом Данкерли (Fred Dunkerly). Последующие изменения,
проводившиеся с целью улучшения переднего обзора, были неуместными и уродующими.
Тем не менее, G-AEXF выиграл гонки на кубок короля в 1953 году — хотя и со
скоростью 213,5 миль/ч (343,52 км/ч), что было на 23 миль/ч (37 км/ч) медленнее,
чем в 1938 году.
Новый владелец Эрнест Крабтри летал на этой машине в 1965 году в последнем
мэнском авиационном дерби (Manx Air Derby). однако к этому времени многие
владельцы изменяли этот исторический самолет, что вело к снижению характеристик.
В конце концов заброшенный самолет попал в руки плохоуправлявшегося музея.
Самолет отсырел, консоли крыла были грубо отпилены, а многие части были похищены
охотниками за сувенирами. В этом состоянии в 1970 году Том Стори (Tom Storey) и
Мартин Барраклаф (Martin Barraclough) купии и перестроили самолет. Желая сделать
этот самолет более практичным в эксплуатации, была выбрана конфигурация наиболее
приближенная к первоначальной конструкции, сделавшая G-AEXF похожим на гибрид
E2H/E3H. Самолет был окрашен в белый и в британский гоночный зеленый (British
Racing Green) цвета машины, принаждлежавшей Алексу Хеншоу в 1930-х годах. В
конце 1983 года, когда Остер выруливал, G-AEXF был вновь поврежден. Самолет
продолжили эксплуатировать в конфигурации Стори и Барраклафа, до тех пор, пока
G-AEXF не был выставлен на продажу.
Новым владельцем стал Десмонд Пенроуз (Desmond Penrose), отправивший машину в
Олд Уорден (Old Warden), где самолет еще два раза бился. Один раз было в момент
покупки, второй раз через несколько лет. После первой из них машина была
изменена, став напоминать конфигурацию кейптаунского полета 1939 года. G-AEXF
был очень сильно переделан в очередной, на этот раз третий раз, и интенсивно
использовался в Олд Уордене вплоть до продажи.
В 2002 году G-AEXF был продан нынешнему владельцу Робу Флемингу (Rob Fleming) и
ныне эксплуатируется фирмой Real Aeroplane Company с аэродрома Брейтон, Йоркшир,
Соединенное королевство (Breighton Aerodrome, Yorkshire, UK). В 2003 году G-AEXF
был временно переправлен в США для полетов в "демонстрационных гонках"
проходящего в Рино, штат Невада, национального чемпионата авиагонок (National
Championship Air Race), став первой Mew Gull, прикоснувшейся к американской
земле.
В 2012 году, спустя 76 лет после своего первого воплощения, G-AEXF все еще
взлетал с брейтонского аэродрома.